Россия разрешила территориальные споры с разными странами, с которыми она граничит. Если присмотреться к способу ведения переговоров, то становится понятно, что у России существует несколько особенностей поведения.
Наверное, четче всего они проявились на переговорах о демаркации границ с Китаем в 2004 году.
Первая особенность. Сначала российская сторона настойчиво повторяет одни и те же требования.
По договору с Россией, заключенному в 19 веке, Китай передавал в ее пользу территории общей площадью миллион квадратных километров. Начиная с 1964 года Китай начал вести переговоры о демаркации границы и продолжал настаивать на возвращении этих территорий, упирая на то, что «договор был подписан под давлением военной силы».
Однако и Советский Союз, а затем и Россия всегда придерживались линии отказа: «Договор является результатом мирных переговоров». В результате в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года Китай вынужден был признать, что не претендует на эти территории.
Читайте также: Внешняя политика Абэ не должна споткнуться о «три острова»
Вторая особенность. При необходимости поведение резко меняется.
В переговорах до последнего висел вопрос об острове Большой Уссурийский на дальневосточной реке Амур. Россия упорно настаивала на том, что весь остров принадлежит ей. Однако незадолго до подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве российская сторона резко пошла на уступки, обозначив: «Можно передать часть острова».
Третья особенность. Итоговое решение остается за высшим руководством.
По словам бывшего министра иностранных дел Китая, отвечавшего за переговоры с китайской стороны, Тан Цзясюань, решающее слово по разделу Большого Уссурийского острова с российской стороны было за президентом Путиным.
Переговоры с Министерством иностранных дел России были не из легких. Был согласован переход 40% острова, но по причине протестов общественного мнения в России переговоры вдруг вернулись к 20%, а закончились требованиями отложить решение.
Тогда Тан напрямую обратился к Путину с просьбой отдать распоряжение российскому Министерству иностранных дел об ускорении переговоров, в результате чего было достигнуто окончательное согласие.
Почему Путин пошел на уступки?
Также по теме: Почему Россия молчит по поводу острова Сенкаку?
По окончательному соглашению было передано порядка 210 квадратных километров территорий. В результате умеренных уступок Китай отказался от своих претензий на огромную часть территорий. Кроме того появилась возможность стабилизировать отношения с Китаем, расширяющимся в экономическом и военном плане. Не приходится сомневаться, что прагматичный расчет российской стороны был именно в этом.
С другой стороны переговоры по Северным территориям. 19 августа в Москве начнутся консультации уровня заместителей министров иностранных дел Японии и России.
Видимо, здесь Россия также повторит свою существующую позицию. Однако если иметь представление об особенностях поведения России, то нет необходимости переживать. Памятуя о выгодах решения вопроса Северных территорий, Россия обязательно пойдет на уступки.
Гораздо важнее, сможет ли Япония обрисовать во всех красках привлекательную картину будущего сотрудничества между странами.