По мнению Хью Уайта (Hugh White), автора книги «Выбор Китая» (The China Choice), США и Пекин должны смириться с тем, что никто из них не способен в одиночку доминировать в этом регионе.
Продолжает появляться большое количество публикаций по всем аспектам восхождения Китая. В большинстве из них повторяются знакомые уже темы и дебаты. Книга «Выбор Китая» представляет собой редкое исключение, открывающее новые пути. Кроме того, она написана исключительно понятным языком, отражающим стимулирующую ясность мысли.
Уайт в свое время был высокопоставленным чиновником Министерства обороны Австралии, а сейчас он является университетским профессором. Его основной аргумент состоит в том, что Соединенные Штаты взяли курс на столкновение с Китаем, и в конечном итоге это вполне может привести к войне. Чтобы избежать подобного катастрофического конфликта, обоим государствам следует изменить свой курс. Оба они должны признать, что они не могут доминировать в Азии в одиночку. Вместо этого оба государства должны достичь конкретной договоренности относительно разделения власти.
Хотя Уайт подчеркивает, что и Китаю, и Соединенным Штатам предстоит принять нелегкие решения. Автор книги возлагает ответственность первого шага на Соединенные Штаты. И дело не в том, что он считает американское первенство плохой вещью. Наоборот, он отмечает, что лидерство Соединенных Штатов в этом регионе привело к «золотому веку» и что «сегодняшний успех Азии принадлежит к числу наиболее значительных достижений Американского века». Проблема в том, что изменились факты. В следующем десятилетии Китай, вероятно, станет крупнейшей экономикой в мире, а эта позиция сохранялась за Америкой с середины 1880-х годов.
Также по теме: Красная волна
Век американского первенства подходит к концу, однако Китай не способен полностью заменить Америку. Здесь и кроется опасность. Уайт считает, что «любая попытка доминирования со стороны Пекина или Вашингтона приведет к продолжительному и ожесточенному стратегическому соперничеству, что будет связано со значительной экономической ценой и реальным риском возникновения катастрофической войны». И, тем не менее, Уайт полагает, что Соединенные Штаты при президенте Бараке Обаме однозначно приняли решение относительно подтверждения своего первенства в Азии, а значит и о «сдерживании» Китая. Он считает, что такого рода политика является опасной и должна быть переосмыслена.
Уайт сознает, что любая позиция в этой полемике является в высшей степени спорной. Возможно, наиболее сильной частью книги можно считать ту, в которой он терпеливо разрушает основные препятствия на пути к своему тезису. Они включают в себя аргумент относительно того, что китайская экономика вскоре выдохнется; или политическая нестабильность в конечном итоге приведет восхождение Китай к движению в обратном направлении; или обе страны станут столь взаимозависимыми в экономическом плане, что этот конфликт станет немыслимым. Это не единственное успокоение для тех, кто противится утверждению о вызове первенству Америки в Азии. Еще часто говорят о том, что Китаю не хватает друзей и мягкой силы и что его армия еще не способна соперничать с мощной американской военной машиной.
Уайт убедительно показывает, почему каждый из перечисленных аргументов на самом деле слабее, чем кажется на первый взгляд. Например, он считает, что все возрастающее значение экономики Китая делает его соседей более зависимыми от доброй воли Пекина. Он также убедительно показывает, что доминирующая роль Соединенных Штатов в Тихом океане основывается на авианосцах, которые в настоящее время исключительно уязвимы для нового поколения китайского оружия.
Читайте также: Вне привязи к Азии
В то время как в книге «Выбор Китая» приводятся весьма основательные аргументы в отношении как неизбежности, так и опасности возрастающего соперничества, содержащиеся в ней рекомендации относительно основной политики представляются менее убедительными. Как признает сам Уайт, существуют идеологические и политические причины, в соответствии с которыми представляется маловероятным, чтобы Соединенные Штаты когда-либо открыто признали: «Их уникальная роль лидера больше уже невозможна». Но кажется также маловероятным - если и когда Китай будет иметь значительно большую по объему экономику, чем Соединенные Штаты, - что руководство страны будет продолжать тихо соглашаться с тем, что Пекин должен разделять лидерство в Азии с далекой Америкой.
Моделью для предлагаемого Уайтом «концерта» великих держав в Азии (Япония и Индия также включаются в его концепцию) является Европа после падения Наполеона в 1815 году. Однако - хорошо это или плохо - те времена, когда великие государственные деятели, склонившись над картами, могли делить мир на сферы влияния, судя по всему, давно уже прошли. Даже китайское руководство живет в мире шумного общественного мнения, социальных медиа и спутникового телевидения.
Более реалистичным, чем предлагаемый Уайтом концерт по разделу власти, представляется такой вариант, при котором мы вынуждены будем полагаться на различные комбинации факторов для того, чтобы сохранить мир в Азии. Одна из слабостей «Выбора Китая» состоит в том, что слишком пренебрежительно автор относится к возможностям ядерного устрашения в деле сохранения мира. Комбинация ядерных бомб, экономической заинтересованности и политики баланса сил - при объединении Соединенными Штатами обеспокоенных соседей Китая - является наиболее вероятной формулой предотвращения войны в этом регионе. Уайт ясно дает понять, что это нестабильное и потенциально ненадежное сочетание. Но, вероятно, это лучшее из того, что мы имеем.
Автор является главным корреспондентом газеты Financial Times в области международных отношений.