БРИКС все еще на подъеме? В этом на первый взгляд праздном вопросе на самом деле содержится небольшое сомнение, впрочем, не такое уж и небольшое, принимая во внимание размеры объектов, высказываемое экономистами, аналитиками и даже наиболее трезвыми правителями всего мира по отношению к экономической ситуации в этих странах. Летние протесты среднего класса Бразилии, «преданного» в результате замедления головокружительного роста страны, стали символическим сигналом процесса, о котором в последние недели говорили различные агентства. Успешные страны БРИКС, экономический рост которых, как казалось, ничто не может остановить, существенно замедлили свое развитие. Кто их обгонит? Кандидаты не заставили себя ждать. Если еще слишком рано говорить о стабильных преимуществах этих новых стран, так как при такой скорости роста легко вылететь на обочину,то есть удивительные новости. Существует группа стран, экономика которых по различным причинам, благодаря умелому руководству, особенностям развития и странному стечению обстоятельств растет немыслимыми темпами. Речь идет о 10% роста в год. Стоит рассказать об этих странах и причинах их экономического успеха.
Но начнем с ситуации в БРИКС. Экономический рост Китая все еще производит впечатление, но его уровень характеризуется самыми низкими показателями за последние двадцать лет: от 7,7% в марте, по данным национальной статистической службы, и 8%, по данным МВФ, он снизился в июне до 7,5%.
По данным МВФ, экономический рост Индии в мае составил 5,6%, России - 3,3%, Бразилии - 3%, Южной Африки - 2,8%. Конечно, Европа испытывает зависть к таким темпам развития, но они далеки от минимального уровня в 7-8%, которые были когда-то необходимы, чтобы стать членами клуба. Итак, большие быстро развивающиеся страны тоже замедлили темпы роста, что связано с влиянием традиционно высокоразвитых стран. По темпам роста их догоняют Индонезия (6,4%), Вьетнам (5,2%) и Колумбия (4%). В Средиземноморье экономический рост Турции составил 3,4%, а рост Египта до начала гражданского противостояния - 2%.
Но есть государства, характеризующиеся головокружительным экономическим ростом. Десятку самых успешных стран в 2012 году возглавляла Сьерра-Леоне (18,2%), за ней следовали Монголия (12,2%), Нигер (11,2%), Панама (10%), республика Кот-д'Ивуар (9,8%), Буркина-Фасо (9%), Папуа-Новая Гвинея (9%), Эфиопия (8,5%), Лаос (8,3%) и Узбекистан (8,2%). В классификации самых успешных стран МВФ на май 2013 года к уже процитированным государствам добавились одиннадцать стран, достигших роста более 8% и обогнавших Китай. К ним относятся Южный Судан (32%), Ливия (20,1%), Парагвай (11%), Восточный Тимор (10%), Ирак (9%), Мозамбик (8,4%), Конго (8,2%), Чад (8%). В обоих списках африканские страны представляют собой половину (5 из 10 в 2012 году и 6 из 12 в 2013 году).
Но что позволяет достигнуть таких темпов роста? Большинство из указанных государств выходят из состояния крайней нищеты или разрушительных войн. В Сьерра -Леоне жестокая гражданская война бушевала с 1991 по 2002 годы. В Кот-д'Ивуар война шла с 2002 по 2007 годы и с 2010 по 2011 годы. Южный Судан, ситуация в котором остается нестабильной, обрел независимость в 2011 году после двух нескончаемых войн. Восточный Тимор тоже получил независимость после того, как в течение 24 лет пробыл под тяжелой оккупации Индонезии. События в Ираке слишком хорошо известны, чтобы на них останавливаться. Итак, очевидно, что чем ниже страна пала, тем быстрее подъем.
Разумеется, если в стране имеются важные ресурсы, то это облегчает реконструкцию. Самым важным из этих ресурсов является нефть, хотя в Ливии, скатившейся с 32 долларов дохода на душу населения в день в 2010 году до 15,1 доллара в 2011 году (в 2013 году доход вновь поднялся до 40,4 доллара), и в Ираке (11,7 доллара в день в 2010 году и 18,3 доллара в 2013 году) нестабильность продолжает препятствовать достижению уровня производства времен Каддафи и Саддама Хусейна. Экономика Восточного Тимора была объявлена Международным валютным фондом наиболее зависимой от производства нефти в мире. В этой стране государственный бюджет на 100% формируется за счет доходов от продажи нефти. В 2010 году доход на душу населения составлял 8,1 доллара в день, а в 2013 году - 10,1 доллара. Южный Судан на 98% зависит от продажи углеводородов. Экономическое чудо в Чаде объясняется месторождениями нефти в регионе Доба. С 2003 года они разрабатываются ExxonMobil. Тем не менее, нефть - это не единственный источник быстрого роста и даже не основной. Ирак находится на пятом месте в мире по разведанным запасам сырой нефти, Ливия - на девятом, а Узбекистан - всего лишь на 46-ом, Восточный Тимор - на 48-ом, Эфиопия - на 98-ом. Для находящейся на первом месте Сьерра-Леоне нефть пока представляет надежду на будущее, а добыча алмазов - это кошмар прошлого, когда различные банды боролись за достижение контроля над их добычей. Настоящее строится на разработке других минеральных ресурсов, чему соответствует и диверсификация инвестиций. В частности, в Сьерра-Леоне находятся самые богатые месторождения рутила. Эта двуокись титана используется в производстве лаков и особых пленок. Месторождения разрабатываются американскими и европейскими инвесторами. Кроме того, в стране есть месторождения боксита, золота, а в регионе Тонколили находится третье в мире по величине железорудное месторождение. Здесь главными покупателями являются китайцы. Их деятельность регулируется законом о разработке месторождений от 2009 года и системой прозрачного контроля online, введенного правительством в 2012 году. В случае Сьерра-Леоне возврат к демократии после гражданской войны был самым существенным фактором роста, что позволило правительству сократить долю капитала, получаемого за счет международного сотрудничества, в финансировании государственного бюджета с 70% до 40%. Доход на душу населения за три года увеличился на треть, хотя в абсолютном выражении он вырос с 1,2 до 1,8 доллара в день на душу населения, что может вызвать шок у западных людей.
Доступ к сырьевым ресурсам, отличным от нефти, тоже оспаривается богатыми и быстро развивающимися странами, в частности - США и Китаем. Многие бедные, а теперь быстро развивающиеся страны западной Африки пытаются создать эфффективно функционирующие государственные институты. Кот-д'Ивуар - первый в мире производитель какао. Кроме того, эта страна экспортирует кофе, тропическую древесину и ананасы. Она начала также разрабатывать газовые и нефтяные месторождения и строить гидроэлектростанции.
Доход жителей Нигера за три года увеличился с 1 до 1,2 доллара в день на душу населения. Страна стоит на восьмом месте в мире по запасам урана, доля которого в экспорте достигает 72%, но имеются и запасы золота. Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Corporation) инвестировала 5 миллиардов долларов в нефтяную отрасль. На сегодняшний день уже добывается 20 тысяч баррелей в день. В сельском хозяйстве Нигера занято 82% населения, какая-то часть сельскохозяйственной продукции идет на экспорт.
В Буркина-Фасо (доход на душу населения в день за три года повысился с 1,5 до 1,8 доллара) имеются месторождения золота и хлопковые плантации. Страна производит на экспорт продукты животноводства. Но единой африканской модели не существует. В Эфиопии (доход на душу населения за три года повысился с 0.95 цента до 1,4 доллара в день) экспорт на 60% представлен сельскохозяйственными продуктами. Высоким спросом пользуются кофе, кат, кожи. Одна британская компания только что нашла месторождение золота, а на мануфактурную промышленность, которая составляет 4% от ВВП, положили глаз китайцы. Зарплата эфиопцев составляет четверть от зарплат в Китайской Народной Республике при том же уровне производительности труда, меньших налогах и при том, что сырье находится под рукой. Правда, хромают квалификация и инфраструктура. В качестве примера можно привести обувную фабрику, которую китайская компания Huajian открыла в Аддис-Абебе. Ее 600 работников производят обувь для американского рынка. Каждый работник изготавливает две женских туфли в день против двух с половиной туфель, в среднем производимых в Китае. В Эфиопии имеются огромные водные ресурсы. Одной из последних забот правительства Мурси до его падения был проект строительства большой дамбы на Голубом Ниле (Grand Ethiopian Renaissance Dam) в регионе Бенишангул-Гумуз. Если этот проект будет реализован итальянской компанией Салини, то гидроэлектростанция сможет производить такое количество энергии, которое дают шесть атомных электростанций. Каир считает, что реализация этого проекта подорвет водное снабжение Египта.
Экономика Мозамбика (доход на душу населения за три года повысился с 1,2 до 1,9 доллара в день) тоже очень сильно зависит от водных богатств. Произведенная дешевая гидроэлектроэнергия экспортируется в Южную Африку и делает выгодным производство алюминия. Компания Mozal, совместное предприятие австралийской BHP Billiton (47,1%), японской Mitsubishi Corporation (25%), южноафриканской Industrial Development Corporation of South Africa (24%) и правительства Мозамбика (3,9%), является вторым по значимости производителем алюминия в Африке, 30 которого идет на экспорт. При производстве алюминия потребляется 45% всей электроэнергии, производимой в Мозамбике. Это стержень индустриализации. Возможно, скоро в Мозамбике начнется производство текстиля, и будет добываться титан.
На другом континенте богатые гидроресурсы лежит в основе надежд на экономический подъем Парагвая. В этой стране доход на душу населения за три года повысился с 8,8 до12,4 доллара в день. Гироэлектростанция Итайпу является второй по величине в мире после китайской ГЭС Три ущелья и первой по величине в южном полушарии. У нее 20 турбин, каждая из которых производит 700 мегаватт. Одной турбины достаточно для выработки 95% всего объема электроэнергии, потребляемой в Парагвае. Остальные 19 турбин дают 19% электроэнергии, потребляемой в Бразилии. Другая ГЭС Ясирета занимает 16-е место в мире по величине. Каждая из ее 20 турбин вырабатывает 160 мегаватт. Парагваю не нужно столько электроэнергии, поэтому ею на 22% снабжается Аргентина. Оба эти проекта были задуманы, когда в Парагвае была диктатура Стресснера, а в Бразилии и Аргентине тоже правили военные. Тогда распространялись обвинения в коррупции, в том, что индейцев и крестьян переселяли силой, что разрушались естественные местообитания, что Парагваю были навязаны смехотворные тарифы. Потом Аргентина и Бразилия и в условиях демократии при Луле, Дилме Русеф и Киршнер сочли удобным продолжать платить за электричество по низким тарифам.
Папуа-Новая Гвинея (доход на душу населения за три года повысился с 4,2 доллара в день в 2010 году до 6,3 доллара в 2013 году) может похвастаться самыми разнообразными статьями экспорта среди стран Западной Африки: нефть, золото, медь, ценные сорта древесины, пальмовое масло, кофе, какао, морепродукты.
Республика Конго (доход на душу населения за три года повысился с 46 сентов в 2010 году до 68 центов в 2013 году) живет ниже среднего африканского уровня. Необыкновенно богатые ресурсы (месторождения алмазов, золота, меди, кобальта, цинка, колумбита-танталита, применяемого в производстве электролитических конденсаторов, широко используемых во всех электронных устройствах) продолжают быть проклятием этой страны, потому что различные банды боевиков частенько вновь берутся за оружие с целью грабежа.
В Средней Азии в Узбекистане доход на душу населения за три года повысился с 3,7 доллара в день в 2010 году до 5,2 доллара в 2013 году. Узбекистан, как и соседние Казахстан и Туркмения, имеет богатые запасы газа и особый политический режим, возникший в результате трансформации старой советской номенклатуры в нынешних правителей независимых государств. В Казахстане недавно возникла полемика в связи с депортацией жены и дочери оппозиционера Аблязова. Но в Узбекистане есть и седьмые в мире по запасам месторождения золота, что обеспечивает пятую часть экспорта. Узбекистан занимает десятое место в мире по запасам меди и двенадцатое - по запасам урана. Хотя производство хлопка не является такой важной отраслью как в советскую эпоху, все-таки Узбекистан стоит на пятом месте в мире по его экспорту. Кроме того, он имеет огромное зоотехническое наследство и осуществляет сборку автомобилей под руководством южнокорейского отделения General Motors. Ограничением такой модели экономики является то, что по большей части предприятия принадлежат государству вкупе с многонациональными иностранными компаниями. Формирование национального предпринимательства, желающего политической независимости, не приветствуется.
Политика отличает Узбекистан от соседней Монголии. В Монголии доход на душу населения повысился с 6,2 доллара в день в 2010 году до 11,54 доллара в 2013 году. В 1990 году там произошла революцию против коммунистического режима подобно тому, как это происходило в странах Восточной Европы. В стране Чингисхана идет бурное демократическое развитие. На выборах 23 июня этого года был вновь подтвержден мандат президента Цахиагийна Элбэгдоржа, получившего степень магистра в Гарвардском университете и являющегося приверженцем либертарианства. Он называет себя «монгольским Джефферсоном». Элбэгдорж проводит политику разработки огромных запасов угля, меди, золота, урана, нефти, молибдена, олова, вольфрама при самом широком участии иностранных капиталов. Отсюда и головокружительный экономический рост. Монголы, верные своему прошлому, предпочли не называть свою страну «тигром» в китайском духе. Они именуют свое государство «азиатским волком».
К быстро развивающимся странам относится и Лаос, одна из последних официально коммунистических стран мира, хотя это коммунизм рынка в китайском стиле. В Лаосе доход на душу населения повысился с 3 долларов в день в 2010 году до 4,3 доллара в 2013 году. Лаос поставляет гидроэлектроэнергию соседним Китаю и Вьетнаму, которые в ней остро нуждаются. Страна также пыталась привлечь немецкие и японские капиталы для развития малых предприятий в кустарной отрасли, пивоварении, туризме. В секторе туризма для привлечения состоятельных китайцев были созданы казино, которые в Китайской Народной Республике официально запрещены. Исключение составляют Гонконг и Макао.
Наконец, в Панаме доход на душу населения повысился с 21 доллара в день в 2010 году до 30,5 доллара в 2013 году. История этой страны имеет свои особенности, так как четыре пятых его ВВП создается за счет сферы услуг: банков, здравоохранения и бизнеса, вращающегося вокруг Панамского канала и свободной экономической зоны Колон. Канал требует реконструкции, так как новое поколение морских судов имеет слишком большие размеры. В 2006 году Панама выдвинула проект стоимостью в 5,25 миллиарда долларов, чтобы вдвое расширить пропускную способность канала. Именно эти работы привели к значительному росту ВВП.