Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале сентября, когда удары по Сирии казались почти неизбежными, Башар Асад заявил, что сирийский конфликт может перерасти в региональную войну. Заместитель министра иностранных дел говорил даже о Третьей мировой войне. Получается, что в случае обострения сирийского кризиса мы сможем с полным правом говорить о «мировой войне»?

Представитель сирийского руководства недавно использовал в своем выступлении выражение «Третья мировая война». Тем не менее, даже если бы западные державы и провели вмешательство в его стране, ситуация не стала бы вровень со всемирными конфликтами ХХ века.

В начале сентября, когда удары по Сирии казались почти неизбежными, Башар Асад заявил, что сирийский конфликт может перерасти в региональную войну. Заместитель министра иностранных дел говорил даже о Третьей мировой войне. Получается, что в случае обострения сирийского кризиса мы сможем с полным правом говорить о «мировой войне»?   

Нет. Мировых войн было всего две, и на этом все остановилось. Это выражение носит скорее исторический, а не юридический характер и неразрывно связано с историей ХХ века.

В международном праве существуют понятия «международного вооруженного конфликта», в котором сталкиваются два или больше государств, и «внутреннего вооруженного конфликта», когда речь идет о противостоянии правительственных сил с неправительственными группами.

Таким образом, выражение «мировая война» принадлежит прошлому, как, впрочем, и практика объявления войны: последний раз Франция сделала это в 1939 году, вступив в конфликт с Германией.

Концепция мировой войны впервые возникла в XIX веке в произведении военного теоретика Карла фон Клаузевица (Carl von Clausewitz). Он писал о «тотальной войне», то есть войне всех против всех, которая влечет за собой всеобщий хаос.

Семилетнюю войну (1756-1763), которая развернулась на нескольких континентах и привела к огромным человеческим жертвам, можно рассматривать как первую «настоящую» мировую войну. Хотя официально это звание досталось конфликту 1914-1918 годов.

Мировая война как этноцентрический термин


Эта война очень быстро вышла на мировой уровень вовлекла в себя французские и английские колонии, в первую очередь, Австралию и Новую Зеландию. Таким образом, выражение мгновенно получило всеобщее применение. Еще до вступления в конфликт США бывший президент Теодор Рузвельт выпустил в 1915 году книгу «Америка и мировая война» (America and the World War). В обращении к Конгрессу 2 апреля 1917 года президент Вудро Вильсон 12 раз использовал слово «мировая». 

Во Франции и Великобритании чаще говорили о «келикой войне», так как речь шла о событии поистине невероятных масштабов. Как бы то ни было, выражение «мировая война» все же употребляется с 1917 года, например, у философа и политика Огюстена Амона (Augustin Hamon) в его книге «Уроки мировой войны» (Les Leçons de la Guerre mondiale).

Вторую мировую войну назвали так по соотнесению с первой. Тем не менее, это выражение начали употреблять преждевременно, когда конфликт еще не вышел за пределы Европы. «Эта война – мировая война», – заявил генерал де Голль в своем знаменитом обращении от 18 июня.

В целом, название войны во многом зависит от того, где вы находитесь. Так, например, в 1914 году солдаты на фронте скорее считали эту войну не мировой, а франко-немецкой.

Германия в тот момент страдала от синдрома осажденной крепости: она считала, что ее берут в тиски, Россия – на востоке, и Франция – на западе. То есть для нее враги были повсюду, в связи с чем немцы быстро начали говорить о «Weltkrieg», «мировой войне».

Для России же Вторая мировая война 1939-1945 года началась только в… 1941 году и называется Великая Отечественная война. В США нередко говорят о Тихоокеанской войне, то есть боевых действиях в Азии, потому что вступление Америки в конфликт было вызвано нападением на Перл Харбор.

В последний раз о возможности Третьей мировой войны (не считая Голливуда) говорили во время холодной войны. Тем не менее, с 1945 года подобного статуса не заслужил ни один конфликт. Причина тому весьма проста: Организация объединенных наций была создана специально для того, чтобы положить конец мировым войнам и наладить диалог нескольких наций.

ООН не ведет войн

Именно поэтому в статье VII устава ООН, где прописана возможность военного вмешательства в случае нарушения международного права (только она может послужить основой для принятия в организации решения по операции в Сирии), говорится не о войне а об «угрозе миру, любом нарушении мира или акте агрессии».

Дело в том, что ооновские коалиции не воюют, а осуществляют операции по поддержанию мира и обеспечению соблюдения международных соглашений: в случае Сирии речь идет о запрете на применение химического оружия.

Именно это произошло во время второй афганской войны, начало которой положило вторжение американской и британской армий в 2001 году. В коалиции участвовало множество государств (Италия, Франция, Германия, Канада и т.д.), однако их официальные мотивы не были территориальными или экономическими.

В конце концов, маловероятно, что мы когда-нибудь снова услышим выражение «мировая война» в ядерный век: сдерживающий потенциал прекрасно работал во времена холодной войны, и, скорее всего, так будет и дальше. В то же время не стоит забывать, что большинство войн получают название уже по их окончанию, как это было со Столетней и Семилетней войной. Поэтому пока еще сложно сказать, под каким именем останется сирийский кризис в учебниках истории.