На прошлой неделе руководство сети Starbucks обратилось к посетителям с просьбой не приносить с собой в рестораны огнестрельное оружие. Эта просьба стала отражением озабоченности компании безопасностью своих клиентов, а также следующим шагом после введенного летом этого года запрета на курение вблизи входов в рестораны и правила, запрещающего подавать слишком горячий кофе. После того как в 1994 году женщина, получившая ожоги бедра третьей степени, выиграла дело в суде против ресторанов McDonald’s, руководство ресторанов Starbucks неизменно следует рекомендациям Американской ассоциации производителей кофе (Specialty Coffee Association of America) о том, что максимальная температура горячих напитков не должна превышать 82 градуса по Цельсию.
Хотя это стало довольно храбрым шагом со стороны Говарда Шульца (Howard Schultz), руководителя компании, зайти настолько далеко в стране, граждане которой лучше вооружены и лишь немного менее раздражительны, чем сирийские боевики, мы должны понять, что попытки снизить риск ожогов и пассивного курения были предприняты задолго до попыток решения проблемы людей, которые берут огнестрельное оружие, направляясь в ресторан, чтобы выпить чашечку латте. Трудно представить, чтобы на этой планете существовала еще более странная очередность приоритетов.
В этом вся Америка, говорим мы, слушая свежие новости о кровавых расправах — на прошлой неделе Аарон Алексис (Aaron Alexis) открыл огонь в здании ВМС США в Вашингтоне, в результате чего погибли 12 человек. Но что если мы рассмотрим это не как чисто американскую проблему, а как свидетельство международного гуманитарного кризиса — квази-гражданской войны, если хотите, которая требует вмешательства международного сообщества? Будучи гражданами мира, мы, возможно, должны потребовать положить конец невообразимым страданиям жертв и их семей, как это делает Америка в случае с гражданскими конфликтами, происходящими в мире.
Ежегодно в США в результате применения огнестрельного оружия гибнут около 32 тысячи человек, и это число продолжает расти, несмотря на то, что общий уровень преступности постепенно снижается (сегодня он на 40% ниже, чем в 1980 году). Если эта непрекращающаяся резня не является достаточным основанием для вмешательства ООН и всех НПО, занимающихся подобными вопросами, тогда я просто не знаю, что может послужить таким основанием.
Читайте также: Оружия вокруг больше, чем кажется
Чтобы оценить масштабы этой катастрофы, стоит попробовать угадать число жертв всех войн в американской истории, начиная с Войны за независимость, и подсчитать число погибших в результате применения огнестрельного оружия с того момента, когда в 1963 году Сирхан Сирхан (Sirhan Sirhan) застрелил Роберта Кеннеди из револьвера Ивера-Джонсона 22 калибра. Согласно данным Исследовательской службы Конгресса, а также статистике сайта icasualties.org, в сражениях, которые вела Америка начиная с Битвы при Лексингтоне и до недавних операций в Афганистане, погибло 1171177 человек. По данным Центров по контролю и профилактике болезней и ФБР, с 1963 года число погибших в результате применения огнестрельного оружия, включая самоубийства, составило 1384171 человек.
Получается, что за последние 45 лет от огнестрельного оружия погибло на 212994 американца больше, чем во всех войнах с участием США — ужасающая цифра, особенно если рассматривать ее в контексте одержимости соблюдением всех правил безопасности и рисками «пассивного курения», характерной для большинства американцев.
Куда бы вы ни отправились в Америке, люди везде стараются сделать жизнь максимально безопасной. В последние 50 лет власти предпринимают массу усилий, чтобы сделать движение на дорогах безопасным, пристально следя за соблюдением скоростных режимов, предотвращая вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, встраивая огромное количество защитных механизмов в автомобили и совершенствуя шоссе. И их усилия увенчались успехом: согласно прогнозам, к 2015 году число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий должно впервые за долгое время стать меньше числа жертв огнестрельного оружия (32036 и 32929 соответственно).
Между тем, в сфере огнестрельного оружия, принадлежащего частным лицам, подобные шаги пока не предпринимались. На самом деле большинство политиков делают все, что в их силах, чтобы сделать страну максимально небезопасной для жизни. Недавно сенатор от Демократической партии из Арканзаса Марк Прайор (Mark Pryor) выпустил телевизионный рекламный ролик против кампании за контроль над применением огнестрельного оружия, финансируемой мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом (Michael Bloomberg). В этом ролике сенатор объяснил, почему он выступает против ужесточения проверок личных данных владельцев оружия, добавив при этом, что он стремится найти «реальные решения проблемы насилия».
Также по теме: Большинство американцев - за ужесточение правил продажи оружия
Если говорить о безопасности, то в этом вопросе американцы зачастую придерживаются двух диаметрально противоположных точек зрения одновременно. Только это может объяснить события последнего десятилетия, когда страх перед терроризмом стоил стране сотен миллиардов долларов, потраченных на войны, разведку, программы слежки и обеспечение безопасности внутри страны. Спустя 10 лет после событий 11 сентября расходы на внутреннюю безопасность выросли вдвое и достигли 69 миллиардов долларов. В целом с момента терактов 11 сентября США уже потратили 649 миллиардов долларов.
И еще немного цифр. Со времени терактов 11 сентября на территории США в результате действий террористов погибли менее 20 человек, тогда как в результате применения огнестрельного оружия погибли примерно 364 тысячи человек. Если бы какая-нибудь европейская страна демонстрировала подобные показатели и при этом упорно продолжала бороться с проблемой терроризма, закрывая глаза на проблему огнестрельного оружия, Госдепартамент обязательно предупредил бы своих граждан о необходимости воздержаться от поездок в эту страну, и ни один американец не вступил бы на ее территорию, не надев на себя бронежилет.
Однако ни одна нация не способна оценить себя настолько непредвзято, как это могут сделать иностранцы. Половина населения США разумна и рациональна, в то время как другая половина просто неспособна осознать непоследовательность и историческую глупость своей позиции, которая уходит корнями во Вторую поправку, дающую право владеть и носить с собой оружие и берущую свое начало в английском Билле о правах 1689 года. Мы довольно неплохо обходимся без этого права, но владеющие орудием американцы цепляются за него с упорством, с которым прежние их поколения цеплялись за рабство. Удивительно, но в тех случаях, когда человек не стремится приобрести оружие, руководствуясь лишь нелепой фантазией о мужественности, он чаще всего воспринимает огнестрельное оружие как залог личной безопасности — подобно подушке безопасности в новом пикапе Ford — несмотря на массу свидетельств того, что с ростом числа владельцев оружия уровень безопасности снижается.
Читайте также: «Правда», оружие и Америка
На прошлой неделе я приехал в Нью-Йорк, где отмечалась годовщина терактов 11 сентября: сейчас я понимаю, что город, который больше всего пострадал от рук террористов и у которого есть больше всего причин для нервозности, является одним из немногих мест в Америке, жители которого здраво оценивают последствия владения огнестрельным оружием. Ньюйоркцы понимают, что страх порождает насилие и что, несмотря на трагедии в школе Сэнди Хук и в здании ВМС США, Национальная стрелковая ассоциация, производители оружия, консервативно настроенные политики и некоторые представители прессы будут продолжать отстаивать право на ношение оружия, по сути возникшее в эпоху судов над ведьмами.
Беседуя со своими американскими друзьями, я часто испытываю чувство отчаяния из-за того, что оружейное лобби до сих пор остается чрезвычайно мощным и что ситуация вряд ли изменится. Это же чувство, очевидно, испытывает и президент Обама, который довольно вяло отреагировал на стрельбу в здании ВМС США. Ему не под силу изменить ситуацию, и это лишний раз подчеркивает, что Америка оказалась в тупике и что вмешательство международного сообщества может стать одним из немногих способов остановить кровавую бойню. Ситуация в США достигла такого уровня, когда она перестала быть исключительно американской проблемой. Мир просто не имеет права спокойно наблюдать за ней со стороны.