Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Операция в Найроби: почему Кения обратилась к Израилю

После операции в аэропорту Энтеббе в 1976 году между двумя государствами установились тесные связи. Более того, в последние годы Кения стала играть одну из основных ролей в антитеррористическом альянсе между Израилем и рядом местных государств.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По сообщению анонимного источника в израильских спецслужбах, израильские специалисты помогали вооруженным силам Кении вернуть под контроль торговый центр Wesgate в Найроби. Так, означает ли это, что сомалийскими террористами двигало стремление как-то навредить Израилю? Или, быть может, неподалеку просто находится принадлежащий израильтянину ресторан?

По сообщению анонимного источника в израильских спецслужбах, израильские специалисты помогали вооруженным силам Кении вернуть под контроль торговый центр Wesgate в Найроби. Так, означает ли это, что сомалийскими террористами двигало стремление как-то навредить Израилю? Или, быть может, неподалеку просто находится принадлежащий израильтянину ресторан?

«На этот раз Израиля это не касается», — заявил The New York Times израильский министр иностранных дел, намекнув на захват гостиницы в кенийской Момбасе в 2002 году, который был направлен против израильтян. Но в таком случае, зачем вообще Израилю нужно было вмешиваться в ход операции?

Оказанная им поддержка (отправка консультантов, по словам израильского источника, и боевых отрядов, по сообщению источника в Кении) связана с давним военным и экономическим сотрудничеством двух стран.

Помощь в логистике

Самый показательный эпизод в этом сотрудничестве произошел летом 1976 года в международном аэропорту Энтеббе (Уганда). Летевший из Тель-Авива рейс Air France с 244 пассажирами и 12 членами экипажа на борту был захвачен четырьмя террористами, которые заставили пилотов посадить самолет в этом городе.

Террористы отпустили большую часть пассажиров и оставили под прицелом только евреев, пригрозив убить их, если Израиль откажется выполнить их требования. Израильское правительство убедило их, что готово начать переговоры, несмотря на свою традиционную догму.

Около сотни солдат, включая бойцов элитного подразделения «Саерет Миткаль», под командованием полковника Йонатана Нетаньяху (брат нынешнего премьера, погиб во время операции) взяли на себя подготовку операции, которая стала первой в своем роде, потому что произошла в нескольких тысячах километров от Израиля. Завершилась она полным успехом, что не в последнюю очередь связано с поддержкой правительства Кении, которое позволило израильским самолетам произвести дозаправку в Найроби по пути в Энтеббе. Кенийский аэропорт послужил и логистической базой для их возвращения.

Тем самым Кения немедленно навлекла на себя критику арабских стран, которым явно пришлась не по вкусу помощь Израилю со стороны африканского государства. В тот момент у еврейского государства существовали дипломатические отношения лишь с четырьмя странами, а Кения вошла в их число только в 1989 году.

Христианский фронт в Африке


Тем не менее, начавшаяся из-за деятельности исламистов дестабилизация Африки пробила брешь в возведенной арабскими странами дипломатической стене и привела к изменению курса ряда африканских государств. С подачи Европы министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман устремился в этот пролом и решил наладить отношения с местными странами. Некоторые африканские государства восприняли этот как возможность обрести независимость от своих колониальных покровителей и получить необходимые ноу-хау в промышленности и разведении сельскохозяйственных культур в засушливых зонах.

Еврейское государство обладает здесь куда лучшим имиджем, чем бывшие колониальные страны, которым нехотя пришлось отказаться от интересов в Африке. В результате израильские предприятия смогли обойти европейских конкурентов в тендерах на строительство аэропортов, дорог, мостов, торговых центров (к их числу относится и Westgate в Найроби) и государственных зданий.

Во время визитов в Кению, Гану, Нигерию и Уганду, которые сопровождались подписанием новых контрактов, Либерман подчеркнул опасность исламского терроризма и реализации ядерной программы Ирана, которые могут привести к серьезным последствиям во всем регионе. Кроме того, он предложил их скромным армиям военное сотрудничество без каких-либо неудобных политических обязательств.

Когда в ноябре 2011 года премьер-министр Кении Раила Одинга и президент Уганды Йовери Мусевени побывали в Израиле, они выразили беспокойство по поводу подъема радикального исламизма в Африке и в первую очередь в ее восточных регионах.

«Враги Кении являются и врагами Израиля»


После ободрения со стороны президента Шимона Переса и премьер-министра Биньямина Нетаньяху (как он сказал, «враги Кении являются и врагами Израиля») кенийский премьер согласился приступить к формированию альянса Эфиопии, Кении, Танзании и Южного Судана для противодействия распространению радикального ислама на территории этих африканских государств со 138-миллионным населением, большую часть которого составляют христиане. В этой связи Израиль подписал с Кенией тайное соглашение, по которому он обязуется предоставить ей военную помощь в случае угрозы со стороны иностранных сил.

Израиль согласился поставить в Кению беспилотники, скоростные катера и разведывательное оборудование, чтобы тем самым помочь ей избавиться от исламистских террористических группировок. Кроме того, речь шла о подготовке кенийских вооруженных сил к проведению антитеррористических операций и отправке военных консультантов в случае опасности или критической ситуации. Дело в том, что в обороне Кении имеются серьезные дыры, в результате чего страна нередко становится жертвой шантажа со стороны связанных с «Аль-Каидой» исламистских террористов, которые решили терзать ее, пока она не выведет войска из Сомали.

Кроме того, Израиль подозревают в причастности к произошедшему в 2012 году взрыву на оружейном заводе в столице Судана Хартуме и участии в расследовании обстоятельств недавнего пожара в аэропорту Найроби.

К тому же, это объясняет участие израильских спецподразделений в операции по освобождению торгового центра Westgate от террористов. Израильское правительство, как обычно, не подтверждает участия своих военных в штурме, но на этот счет нет практически никаких сомнений.

Этот случай, по сути, опять-таки является первым в своем роде, потому что Израиль раньше в открытую не вступал в бой с террористами «Аль-Каиды» на территории иностранного государства. Как бы то ни было, впоследствии он может оправдать вмешательство необходимостью защитить своих граждан в независимости от их местонахождения: речь может идти об израильтянах-заложниках, которые работали в построенном израильскими предприятиями торговом центре.

Христианский фронт в Африке нашел первое практическое применение. Теперь остается лишь создать препятствие для экспансии «Аль-Каиды».