Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отношения с Россией должны стать частью европейской политики

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкВладимир Путин и Ангела Меркель на Петербургском международном экономическом форуме
Владимир Путин и Ангела Меркель на Петербургском международном экономическом форуме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Речь идет о некоем общем видении, общей стратегии для всей Европы, и Россия должна стать не раздражающим фактором, вынесенным на задворки политики, а органичной частью этой стратегии. Любая политика изоляции больше всего ослабляет оппозицию в Росссии. В то же время это играет на руку тем политическим силам в России, которые делают ставку на евразийское будущее страны или же видят его в рамках непредсказуемой лиги стран БРИКС.

Эмоциональные дебаты в Германии о новом характере отношений с Россией отошли на второй план в связи с прошедшими выборами в бундестаг и соглашением Москвы и Вашингтона по Сирии. Однако они не закончились. В зависимости от того, какой расклад сил будет в немецком парламенте, есть опасения, что вопрос об отношениях с РФ встанет с прежней остротой. Особенно если христианские демократы договорятся о коалиции с «зелеными».

В случае образования «большой коалиции» социал-демократы будут препятствовать попыткам разрушить основу своей прежней политики в отношении РФ. Желание партнества с Россией, скорее всего, останется неизменным. Но и в этом случае политика в отношении РФ должна быть пересмотрена под влиянием новых политических и экономических обстоятельств - как на глобальном, так и на европейском уровне.

Вся Европа смотрит на Германию

Германия ведет себя в соответствии с вызовами финансового и экономического кризиса 2008 года, вытолкнувшего Берлин на позиции неторопливого гегемона в ЕС, за действиями которого недоверчиво наблюдают другие европейские страны. Германия с ее экономической мощью сейчас может претендовать на то, чтобы принимать решения за других - но на эти решения смотрят с опаской.

В случае образования «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ при выработке новой немецкой политики в отношении России будут учитываться преимущества многолетнего взаимовыгодного экономического сотрудничества между двумя странами. В то же время Берлин должен будет стремиться к консенсусу с другими членами Евросоюза, призывая Москву соблюдать принципы демократии, гражданского общества и правового государства.

Таким образом, речь идет о некоем общем видении, общей стратегии для всей Европы, и Россия должна стать не раздражающим фактором, вынесенным на задворки политики, а органичной частью этой стратегии. До последнего времени, несмотря на правильный подход к углублению партнерства, оба аспекта отсутствовали в европейской и германской политике в отношении России и наоборот. Любая политика изоляции больше всего ослабляет оппозицию в Росссии, ориентированную на сближение с ЕС. В то же время это играет на руку тем политическим силам в России, которые ничего не ждут от Евросоюза и делают ставку на евразийское будущее страны или же видят его в рамках непредсказуемой лиги стран БРИКС.

Советы немецким политикам

Исходя из этого, немецким политикам, которые занимаются развитием отношений с Россией, можно порекомендовать следующее:

1. Только при помощи прагматичной и реалистичной политики, использующей всю полноту возможных инициатив, можно оставаться в ответственном диалоге между Москвой и Европой. Со стороны России сейчас не стоит ожидать каких-либо серьезных заявок на будущее, кроме, разве что, пожелания ввести безвизовый режим со странами Евросоюза.

2. Для Германии Россия - это не только важный рынок, но и перспективная территория для расширения производства. В будущем это сыграет еще более важную роль, так как ведущие секторы немецкой экономики находятся в безжалостной конкуренции с азиатскими «тиграми», а в скором времени вероятно схожая ситуация сложится и в отношениии с США. Пока же они теряют удельный вес на мировом рынке в пользу Китая. В этих условиях препятствия политического характера усилят негативные последствия для немецкой экономики.

3. В 2011 году президент Путин обозначил в качестве приоритетного направления российской политики «евразийскую опцию». Политикам в Брюсселе и Берлине к этому следует отнестись серьезно. То же самое относится к росийскому предложению об общеевропейской экономической зоне.

4. Остается непонятным, почему богатый опыт европейского и особенно немецкого экономического развития до сих пор никак не использован Россией в ее попытках модернизации.

5. Немецкие политики должны приложить максимум усилий, чтобы возродить переговоры об урегулировании конфликта в Приднестровье. Желательно, чтобы в этих переговорах приняли участие представители польского и французского правительств, при этом дискуссия должна быть открытой и для других государств - членов Евросоюза.

6. Германия должна настаивать на том, чтобы в новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией был пункт о создании европейско-российского Центра безопасности и предотвращения конфликтов. Этот центр должен будет разработать стратегию совместных действий в случае конфликтов в Европе и соседних государствах, а также наладить сотрудничество по предотвращению таких конфликтов.

Несомненно, в Германии уже обратили внимание на структурные и стратегические пробелы прежней политики в отношении России. Но пока что дело не продвинулось дальше стандартного и безрезультатного спора о том, что важнее: ценности или интересы. Новая политика ФРГ в отношении России должна учитывать европейские и немецкие интересы как с точки зрения благосостояния, так и безопасности. Это может быть достигнуто только при наличии равноправного, открытого и свободного от догм диалога.

Профессор Петер Шульце (Peter Schulze), многолетний сотрудник Фонда имени Фридриха Эберта в России и США, сейчас преподаватель политологии в Геттингенском университете