5 ноября 2013 года навсегда останется в истории Нью-Йорка. Дело в том, что жители самой знаковой метрополии США решили, как выразились в The New York Times, «сделать левый поворот». И это важнейшее политическое событие. Избрание Билла де Блазио (Bill de Blasio) преемником Майкла Блумберга (Michael Bloomberg) означает победу всех, кто разочаровался в американской мечте и стал жертвой разнузданного либерализма. И что бы вы ни думали, в Нью-Йорке таких людей немало. С начала 2000-х годов разрыв между богатыми и бедными резко пошел вверх, достигнув сравнимого уровня с такими странами, как Гондурас. Почти каждый пятый житель города не может заработать себе на пропитание и вынужден полагаться на продовольственные талоны, которые раздают социальные службы. В то же время доходы 1% самых состоятельных ньюйоркцев превышают 500 000 долларов в год. В городе воцарилось неравенство, и хорошая жизнь доступна только самым богатым.
Билл да Блазио вступил в гонку за кресло мэра, не имея за собой ничего. Но он решил бросить вызов судьбе. Он победил без набившего оскомину казенного языка. Он предложил сильные меры и программы с явным левым уклоном. В частности он заявил, что богатые должны платить больше налогов для финансирования общедоступных детских садов и внешкольных программ. Кроме того, намеревается построить десятки тысяч квартир социального жилья. Далее, Билл да Блазио хочет положить конец необоснованным обыскам пешеходов (в первую очередь, молодых «латиносов» и чернокожих), которые проводит нью-йоркская полиция (федеральные правоохранительные органы порицают подобную практику). Другими словами, новый мэр Нью-Йорка не принимает традиционного взгляда на город, который на самом деле принадлежит не одним толстосумам, а всем тем, кто живет и работает в нем. Вы живете не в Нью-Йорке, но эта борьба за равенство вам все же знакома? Да, и это отнюдь не случайно: с начала XXI века она является своего рода разделительной чертой, линией фронта, которая проходит через большинство крупнейших мировых метрополий.
Читайте также: Почему так сложно ввести налог на богатых
Дело в том, что в 2008 году человечество достигло одной важной отметки: половина всех людей теперь живут в городах. И эти перемены в современном мире влекут за собой противоречивые последствия. Города дали толчок эмансипации, стали пространством, свободным от тяжести традиций и повторения социальных устоев, где мужчины и женщины могут найти себя и добиться успеха. Как гласит средневековая поговорка, «город освобождает». Тем не менее, если дать волю рынку, город не лучшим образом соответствует этому представлению о свободной жизни. Он вытесняет самых слабых и напирает на средний класс. Он прогибается под ударами торгашей и спекулянтов, которые пользуются его привлекательностью и динамизмом, чтобы обогатиться и захватить территорию. Именно по этой причине вот уже несколько лет миллионы жителей городов - от Берлина до Рио-де-Жанейро, от Нью-Йорка до Парижа - организовали свое «сопротивление». Они требуют, чтобы им вернули город, сделали его доступным и равным для всех. Во вторник в Нью-Йорке они одержали победу не только на избирательных участках, но и в головах. Результат нью-йоркских выборов стал важнейшим символом, ключевой идеологической победой для левых и надеждой для всех граждан.
Во многих европейских агломерациях мобилизация населения стала залогом реализации других политических программ, которые далеки от логики эксплуатации городских ресурсов привилегированным меньшинством. Потому что город принадлежит всем. В Париже вставшая у руля в 2001 году команда левых политиков предприняла беспрецедентные усилия по строительству социального жилья, яслей и борьбы с дискриминацией. Тем не менее, ей предстоит сделать еще очень многое, чтобы город стал по-настоящему «доступным» (один из лозунгов в программе Билла де Блазио). Париж нужно сделать дешевле. Это необходимое условие для того, чтобы город стал открытым для всех. Нью-йоркские выборы — беспрецедентный по своим масштабам символ, подтверждение широчайшего движения за равенство. Парижу нужно сейчас расширять эту тенденцию. Вместе с Анн Идальго (Anne Hidalgo) мы предлагаем 30% социального жилья к 2030 году, бесплатный минимум водоснабжения, формирование структур, которые помогут наладить прямую связь между производителями и потребителями. Так мы сделаем город доступным. Будущее принадлежит тем, кто готов делиться.
Йан Бросса, председатель группы Коммунистической партии в городском совете Парижа