Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Каминг-аут по-христиански

Как верующие гомосексуалисты преображают нашу церковь.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каминг-аут — самый простой инструмент гей-движения, однако доказано, что это самый мощный и самый основательный в духовном плане инструмент. Исследовательский центр Pew выяснил, что знакомство с человеком, который оказывается гомосексуалистом, это самая распространенная причина, по которой люди начинают выступать в поддержку однополых браков. Материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.

Материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.

Признание своей сексуальной ориентации — самый простой инструмент гомосексуального движения, однако доказано, что это самый мощный и самый основательный в духовном плане инструмент. Исследовательский центр Pew выяснил, что знакомство с человеком, который оказывается гомосексуалистом, это самая распространенная причина, по которой люди начинают выступать в поддержку однополых браков. А число людей, знакомых с гомосексуалистами, не скрывающими своей ориентации, с 1993 года увеличилось на 25 с лишним процентов.

Но в личном плане каминг-аут — это признак честности и прямоты. Никаких больше «игр в местоимения», никаких увиливаний и внезапного молчания, когда разговор заходит о романтических отношениях и планах на будущее. Каминг-аут преображает источник стыда и позора в простую и открыто признаваемую правду, в которой никого больше не исключают из обычного общества. Каминг-аут позволяет сформировать глубокие узы: не только романтические отношения, но и более прочную дружбу, более честные семейные связи, а также более четкие и уместные отношения с религиозными наставниками, такими как духовники и пасторы.

По мере того, как гомосексуальное движение добивается все больших успехов, начинает появляться каминг-аут нового типа, когда геи и лесбиянки христианской веры открыто обсуждают нашу сексуальную ориентацию и наше желание жить в соответствии с историческими наставлениями христианской церкви, которая запрещает секс за рамками брака между мужчиной и женщиной. Когда геи-христиане совершают каминг-аут, наше присутствие меняет культуру церкви.

Когда я в 1998 году стала католичкой, я не знала ни одного открытого христианина-гомосексуалиста, который намеревался следовать учению церкви о половой жизни. Я пробиралась, как мне тогда казалось, по безлюдной пустыне, вооружившись хорошими друзьями, дешевой водкой и изрядной долей спеси. Сегодня любой человек в моих обстоятельствах может просто погуглить в интернете, и он найдет множество вебсайтов с названиями типа Odd Man Out или Sexual Authenticity. Блог Spiritual Friendship объединяет довольно обширный круг писателей разной сексуальной ориентации, разных профессий и разных религиозных верований. (Я тоже пишу для этого блога.) Эти интернет-сообщества познакомили очень многих, создав связи в реальной жизни. Каждую неделю я читаю в Facebook, как тот или иной человек отправился на встречу с другим геем и христианином.

Участницы движения efFRONTe-e-s collective во время искусственной свадьбы перед базиликой Святой Клотильды Париже


Такие авторы как Уэсли Хилл (Wesley Hill), Мелинда Селмис (Melinda Selmys), Рон Белгау (Ron Belgau), Дэниел Мэттсон (Daniel Mattson), Аарон Тейлор (Aaron Taylor) и Джошуа Гоннерман (Joshua Gonnerman), не скрывающие своей гомосексуальности, регулярно пишут для религиозных журналов типа First Things и Christianity Today. Наши взгляды, а также наши разногласия друг с другом становятся достоянием обычного христианского общества.

Читайте также: От 80 до 500 тысяч человек вышли в Париже против однополых браков

В июле журнал Christianity написал о трех «руководителях протестантской церкви», испытывающих влечение к своему полу, назвав их настоящими именами и разместив их фотографии. За лето в никем не управляемом порыве, отражающем быстрые изменения в культуре и взглядах, несколько блогеров, ранее писавших под псевдонимами, стали использовать свои настоящие имена. Гомосексуальность преображается, превращаясь из безликой и малопонятной проблемы, которая «где-то далеко», в обобщенный термин, обозначающий широкий круг ощущений, переживаний и опыта, влияющий на простых людей, которые проходят мимо вас на улице или сидят рядом с вами в церкви.

Многие не состоящие в браке геи-христиане находят поддержку у друзей и в своем церковном приходе — хотя до признания им еще далеко.

Мэтт Джонс (Matt Jones), пишущий на MatthewFranklinJones.com, рассказал мне одну горькую историю о том, как его пастор, который сначала настаивал на смене им ориентации, называя это единственной надеждой на спасение для верующих геев, затем начал призывать Джонса признаться в своей ориентации в церкви. Из-за этого каминг-аута Джонса лишили возможности участвовать в церковной программе обучения, и ему пришлось пройти через несколько весьма неприятных встреч, на которых ему, среди прочего, говорили, что он «препятствие Благой вести», и что ему надо говорить и одеваться по-мужски. Тем не менее, пастор продолжал его поддерживать и со временем сумел убедить церковь в том, что влечение к своему полу само по себе не является греховным. Это небольшой шаг вперед, но его не было бы, не выступи Джонс открыто.

Я беседовала с двумя молодыми христианами, чья неденоминационная церковь обрела репутацию надежного убежища для геев. Мэри и Тор попросили, чтобы я в своих статьях называла их только по имени (Мэри пока еще не вошла полностью в состав своей новой церковной семьи, а Тора беспокоит то, что о нем через интернет узнают потенциальные работодатели). Но в своей церкви они довольно откровенны, и в связи с этим даже выступили в дискуссии, в которой участвовали члены прихода однополой ориентации.

Когда Тор в восьмом классе начал понимать, что он гей, он подумал: «Наверное, Бог по-настоящему ненавидит меня, раз он настроен против меня». Юноша был в отчаянии. Повзрослев, он нашел в церкви небольшую группу людей, которая приняла его в свой состав после тяжелой работы за рубежом. Лидеры этой группы успокоили его, приободрили, объяснили, что он чувствует, а через какое-то время предложили поговорить со студентами колледжа. «Мне кажется, это по-настоящему изменило культуру поведения в нашей церкви, — сказал он. — Люди начали раскрываться и стали разговаривать со мной».

Перемены в церкви были постепенными, но драматичными. Состоявшие в однополых отношениях люди начали приходить в церковь, потому что там они могли задать вопросы о вере, не скрывая своих отношений с партнерами. Это породило множество проблем, однако Тор объяснил это так: «Мне кажется, все получилось из-за того, что в этой церкви нет двойных стандартов. Есть церкви, которые формально и неискренне обращаются к этим вопросам в среде людей традиционной сексуальной ориентации, однако эта церковь очень серьезно говорит о недостатках своих прихожан с традиционной ориентацией. Это всегда будет непростой вопрос, но в каждой церкви есть гетеросексуалы, живущие вместе до свадьбы, и много еще чего».

«Я думаю, если в вашу церковь не ходят гомосексуальные пары, то это плохой признак, — продолжил он. — Видимо, у нее не совсем христианская репутация».

Также по теме: Гомосексуализм в России - православный апокалипсис

Тор надеется, что церкви будут и дальше меняться, и что дети, переживающие то, через что он сам прошел в восьмом классе, будут более открытыми в плане своей ориентации.

Демонстрация ЛГБТ-движения в Малаге, Испания


«Хотелось бы, чтобы растущие в лоне церкви дети сталкивались с этим впервые не тогда, когда уедут учиться в колледж, — сказал Тор, — а в школе, в молодежных группах, чтобы можно было честно сказать об этом людям. Я был лидером такой молодежной группы, и мне в этом признались семь человек. Я благодарен за то, что стал первым, с кем они поделились своими мыслями и сомнениями, и благодарен за то, что у церкви была возможность изложить свою версию этой истории, прежде чем они услышали другую версию».

***

Рассказ Мэри и Тора показывает наиболее очевидные и заметные перемены, позволяющие все большему числу христиан-геев совершить каминг-аут. Однако наша откровенность также порождает более глубокие и менее заметные перемены в наших церквях. Я вижу здесь три типа постепенных и масштабных перемен внутри христианских общин. Ни одна из них не связана с совершенствованием теологии или с появлением более восприимчивой или более убедительной риторики. Более вдумчивая, более личностно-ориентированная и более актуальная в культурном плане теологическая система, несомненно, была бы полезна, однако больше всего люди хотят получить представление о том, что их ждет в будущем.

Первый тип перемен — это постепенный уход от концепции об отказе от гомосексуальности. Хотя Тор нашел большую любовь и поддержку в Exodus International, ставшей крупнейшей в мире межконфессиональной организацией движения экс-геев, эта организация в июне прекратила свою деятельность. Ее председатель Алан Чемберс (Alan Chambers) официально извинился за призывы к смене ориентации и за ту боль, которую Exodus International причинила людям за годы своего существования. Некоторые люди, связанные с движением экс-геев, честно и трезво рассказали о том, что их по-прежнему привлекают однополые отношения. Важный пример в этом показала Джули Роджерс (Julie Rodgers), пишущая на Spiritual Friendship. Но в целом это движение применяло психологию фрейдизма и ставило цель смены ориентации. Долгие годы движение экс-геев признавало, что ориентацию меняет лишь незначительное меньшинство, однако это признание не меняло направленность его деятельности.

Сегодня христиане, начинающие осознавать, что они геи, имеют широкие возможности, не ограничивающие их молитвой о переменах.

Христиане-гомосексуалисты могут в итоге заключить брак с лицом противоположного пола, потому что жизнь и различие полов вещь сложная. На сайте Spiritual Friendship есть несколько женатых и замужних авторов, хотя ни один из них себя экс-геем не считает. Но большинство христиан-гомосексуалистов, принимающих историческое учение, соглашаются на жизнь в безбрачии. Мы не можем планировать брак или жить в его ожидании. Нам приходится более целенаправленно задавать вопросы о том, как мы можем давать и принимать любовь. Кому мы можем посвятить себя, и на кого мы можем положиться.

Чтобы ответить на эти жгучие вопросы, некоторые церкви и отдельные христиане открывают для себя более широкое значение близости и родства, которое не соответствует представлению о том, что брак — это единственная признаваемая нами форма близости между взрослыми людьми. В Евангелии от Марка Иисус обещает, что тот, кто ради него потеряет свой дом и семью, обретет новые дома и семьи, «на сей раз, во сто крат больше».

Читайте также: Папа Франциск и гей-лобби в Ватикане

Но церковь редко соизволяет дать такую семью своим гомосексуальным верующим, которые отдалились от собственной родной семьи, которые страдают от одиночества и от бесцельности собственной жизни, потому что они не женаты и не могут вступить в брак. Христиане-геи находят «избранные семьи» самыми разными путями. Кто-то живет в специально создаваемой для этого общине. В своей новой книге я беседую с человеком, который обнаружил, что жизнь в общине дала ему ту прочную и непростую любовь, которая карает, вразумляет и вознаграждает нас. Другие же обращаются к полузабытым христианским традициям, где дружба считается той формой близости и родства душ, которая влечет за собой обязанность заботиться о ближнем.

Алан Брэй (Alan Bray) в своей написанной в 2003 году работе The Friend (Друг) исследует эти традиции, в которых друзья и крестные родители становятся частью большой семьи. Многие мои друзья из числа христиан- гомосексуалистов считают, что приглашение домой в семью друга дает огромный целительный эффект. Мэтт Джонс, рассказывая о своем участии в свадьбе друга, написал в блоге: «Когда я признался жениху, что я гей, он послал мне письмо, в котором сообщил, что даже если у меня никогда не будет своей семьи, я должен знать, что всегда буду частью его семьи — что он хочет, чтобы его дети знали меня и брали с меня пример. Эти люди продемонстрировали свою любовь друг к другу, включив в нее и меня».

Брент Бейли (Brent Bailey), пишущий для блога Odd Man Out, говорит о том, что христиане-геи, у которых нет семьи, могут стать примером для своих гетеросексуальных друзей. По его словам, та протестантская культура, в которой он воспитывался, зачастую указывала на то, что основное призвание человека как христианина — это создание здоровой и прочной семьи. Однако кроме воздержания до брака никаких ограничений такая культура не накладывала.

Свадьба Стига Эллинса и Стина Андерсена в церкви Фредериксберг в Копенгагене


«Когда ты вступаешь в брак, христианские общины зачастую поступают так, будто не существует никаких границ для сексуальных отношений с твоим партнером (включая контрацепцию и различные сексуальные привычки)», — отметил Бейли в своем письме, указав на то, что культура добрачных свиданий практически такая же, как в светском обществе, «за исключением, может, того, что ты не должен слишком далеко заходить физически, пока не заключил узы брака». По его словам, христиане-гомосексуалисты могут бросить вызов всем этим уступкам культуре мейнстрима: «Сейчас, когда мы как культура понимаем, что геи существуют, готовность некоторых геев подчиниться сексуальной этике той или иной церкви напоминает им, что да, сексуальная этика существует у нас далеко не без причины, а иногда эта этика довольно строга, и мы не можем ждать от геев, что они будут одобрять и поддерживать ее».

Тут мы подходим к третьей перемене, заключающейся в том, что некоторые церкви начинают заново открывать самую нехарактерную для Америки черту христианства: крест. Сентиментальный, диснеевский взгляд на брак всегда был неправильным. Брак меняет наше одиночество, но редко излечивает его. Не без причины последняя часть великого романа Сигрид Унсет (Sigrid Undset) о браке «Кристин, дочь Лавранса» называется «Крест».

Но долгое время американское христианство пыталось исцелить человека от одиночества и страданий вместо того, чтобы принять их как неотъемлемую часть христианского опыта. Мы народ, для которого Евангелие — это материальное благополучие; мы преисполнены энтузиазма и трудолюбия, и мы не желаем верить в то, что есть вещи, которые невозможно исправить.

Поскольку брак, являющийся стандартным американским решением сердечных проблем человека, обычно не доступен для христиан-геев, нам приходится раньше сталкиваться с одиночеством, чем остальным людям.

В книге Уэсли Хилл Washed and Waiting: Reflections on Christian Faithfulness and Homosexuality («Размышления о христианской вере и гомосексуальности») есть замечательные христианские строки об одиночестве. И неслучайно Мэри и Тор нашли свою церковь, которая так много сделала для геев, потому что она открыто признает страдания, характерные для жизни многих христиан.

Мы часто стыдимся признаться в том, что страдаем. Это унизительно, это вызывает у нас такое ощущение, что мы недостаточно хорошие христиане. И это очень странно, так как из жизни самого Христа мы больше всего знаем о его страданиях. Иисус — неженатый, непонятый, униженный, сын и друг, но не отец и не муж — является выдающимся примером для христиан-гомосексуалистов. В этом, как и во многих других вещах, мы такие же, как и все остальные.