Впервые с того момента, когда в сентябре 2008 года обанкротился Lehman Brothers, рынки стали приходить в себя, а экономика - восстанавливаться. В результате бизнес-климат в западных странах стал благоприятнее. Однако по мере снижения экономического риска начинает увеличиваться риск политический.
События на Украине привели к мощнейшему со времен окончания холодной войны кризису в отношениях между Россией и Западом. США и Европейский Союз говорят о введении экономических санкций против России, которые поначалу, вероятно, будут ограниченными, однако риск дальнейшей эскалации по принципу «око за око» довольно высок – все это заставит таких крупных западных инвесторов в России, как BP, сильно нервничать.
Если говорить о России, то с ней связаны два вида политических рисков – макро- и микрориски. Инвесторы обязательно должны их учитывать. Макрополитические риски связаны масштабными изменениями. Либо это внутренний переворот, либо международный конфликт, что может серьезно дестабилизировать экономическую ситуацию. К микрополитическим рискам относятся события необязательно мирового масштаба, например, назначение новых министров, волюнтаристские решение президента, непредсказуемые судебные решения.
В 2006 году Роснефть, одна и крупнейших российских компаний, в своем проспекте размещения акций в Лондоне откровенно заявляла: «Неблагоприятный бизнес-климат в России могут создать преступность и коррупция». Кроме этого, инвесторы также должны учитывать риск возникновения международного политического кризиса.
Как утверждает Джулиан Мейси-Дэйр, глава подразделения Marsh (глобальная страховая компания), специализирующегося на страховании от международных политических рисков, теперь в классическое определение политических рисков входят понятия «военная угроза» и «экспроприация активов».
Тем не менее, Мейси-Дэйр отмечает, что число политических рисков, пугающих бизнесменов, расширяется, причем как по виду активов, которые нуждаются в защите, так и по виду рискованных рынков.
Также по теме: Путин игнорирует санкции Запада и признает независимость Крыма
Согласно общепринятой точке зрения, самая рискованная политическая ситуация сейчас наблюдается на развивающихся рынках, а наибольшему риску, связанному с разорением или конфискацией, подвергаются материальные активы, например, шахты и заводы.
Однако все чаще риску подвергаются и нематериальные активы, например, лицензии на эксплуатацию природных ресурсов или долговые обязательства – такие активы могут стать более рискованными в результате неожиданных перемен в области политики.
Политические риски характерны не только для развивающихся рынков. Напротив, угроза политической нестабильности в Европе по-прежнему является одним из основных макро-политических рисков, угрожающих мировому сообществу.
На данный момент инвесторы, судя по всему, считают, что худшая фаза кризиса еврозоны закончилась. Теперь страны вроде Италии и Испании могут прибегать к займам по более низким процентным ставкам, в результате чего доверие среди инвесторов вновь будет укрепляться. Кроме того, в Европе активизировались и частные инвесторы. Тем не менее вполне возможно, что политические события, которые будут происходить в течение следующего года, будут вновь подпитывать кризис в Европе.
Необходимо будет пристально наблюдать за следующими двумя показателями. Во-первых, за тем, какое число голосов на выборах в Европейский парламент, которые пройдут в мае, получат популистские партии и евроскептики. Если, например, во Франции победит крайне правый Национальный фронт – а такая ситуация вполне возможна – то в этом случае традиционные политические силы столкнутся с кризисом доверия, который перекинется на рынки. Если же в Греции одержат победу крайне левые силы, тогда вновь замаячит призрак дефолта страны по ее долговым обязательствам.
Политическая ситуация в Италии также остается нестабильной. Многие бизнесмены надеются, что энергичный новый премьер-министр страны Маттео Ренци сможет реформировать итальянскую политическую и социальную систему, чего так и не удалось его предшественникам. И, если Ренци тоже повалится, то предчувствие политического кризиса вновь вернется в Италию.
В наступившем году на развивающихся рынках опять наблюдаются признаки слабости и нестабильности, причем политический риск увеличивается. Проще говоря, на тех рынках, которые считаются наиболее рискованными, политическая ситуация наиболее тревожная.
Читайте также: Путин не опасен для экономики США, а Обама для российчкой - да
Так, в Латинской Америке нынешний оптимизм по поводу ситуации в Мексике тесно связан с успешным политическим курсом, который проводит президент страны Пенья Ньето. И наоборот, снижение доверия инвесторов в отношении перспектив Бразилии совпало с всплеском уличных протестов, которые грозят распространиться еще шире по стране во время чемпионата мира по футболе, проведение которого намечается на конец этого года.
Есть еще один развивающийся рынок, который заставляет инвесторов понервничать – Турция. И в этом случае основной причиной для беспокойства опять является угроза политического переворота. За последние десять лет страна стала быстро развиваться, считается, что это произошло благодаря сильному и уверенному премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану. Но перед ним сейчас стоит несколько проблем, в том числе время от времени повторяющиеся уличные протесты в Стамбуле, коррупционное расследование и скандал, связанный с влиятельным движением Gulenist, который расколол силы политического ислама. А если учесть зависимость Турции от краткосрочного капитала, то окажется, что нарастающая политическая турбулентность может означать наступление экономических проблем.
Обычно инвесторы спокойно оценивают ситуацию в отдельной конкретной стране, как правило, без анализа положения дел в сопредельных странах. Однако на самом деле политический переворот в одной стране может запросто создать нервозную атмосферу в целой группе стран, будь то на «развивающихся рынках» или в еврозоне.
Именно по этой причине политический риск станет, вероятно, одной из тех основных угроз, которая будут мешать восстановлению мировой экономики в нынешнем году.