В декабре прошлого года я предполагал, что рост ВВП в Соединенных Штатах вырастет в 2014 году от нерегулярной двухпроцентной годовой ставки, которая держалась в течение последних четырех лет, до примерно 3%, что фактически удваивает скорость роста на душу населения. Теперь, когда экономику США миновало воздействия ужасной ситуации первых месяцев этого года, то кажется, что производство будет расти здоровыми темпами.
Главной движущей силой быстрого роста ВВП в этом году становится рост – 10 триллионов долларов – в состоятельности домохозяйств , который произошел в 2013 году. По данным Федеральной резервной системы, это увеличение отражает увеличение на $2 трлн в стоимости домов и рост стоимости акций ($8 трлн) некорпоративных предприятий и других чисто финансовых активов. При начале крупномасштабных покупок активов или количественного смягчения, как объяснил бывший председатель ФРС Бен Бернанке, увеличение богатства - и в результате рост потребительских расходов - было предполагаемым результатом.
Прошлый опыт показывает, что каждые 100 долларов роста состоятельности домохозяйств приводят к постепенному росту потребительских расходов до того момента, пока уровень расходов не увеличивается на $4. Это означает, что прирост к состоятельности в количестве $10 трлн повысит ежегодный уровень потребительских расходов на около 400 млрд долл., или примерно 2,5% ВВП. Даже если менее половины этого прироста произойдет в 2014 году, то этого будет достаточно для того, чтобы поднять общий уровень роста ВВП на один процентный пункт.
Данные показывают, что значительное увеличение потребления уже происходит. Реальные расходы на личное потребление выросли в размере 3% с четвертого квартала 2013 года по первый квартал этого года. В первом квартале ежемесячный рост в реальном уровне потребительских расходов увеличился с всего лишь 0,1% в январе, до 0,4% в феврале и 0,7% в марте. Это быстрее, чем месячный рост в 0,3% в реальном личном располагаемом доходе в течение этого периода, что подчеркивает важность состоятельности в качестве движущей силы расходов.
Еще одним свидетельством роли состоятельности в усилении роста потребительских расходов является снижение нормы сбережений домашних хозяйств. Всеобщие сбережения населения в процентах от располагаемого дохода снизились с 6% в 2011 и 2012, до 3,8% в последнем квартале.
Строительство нового жилья также отвечает увеличению состоятельности. Количество новых домов и стоимость жилищного строительства упали после объявления ФРС об отходе от количественного смягчения, что вызвало рост процентных ставок по ипотечным кредитам. Но это полностью изменилось и строительство нового жилья в апреле выросло до 26% в годовом исчислении. А продажа как новых, так и существующих домов, в последнее время растет быстрее.
Повышение потребительских расходов и увеличение инвестиций в жилье привели к росту спроса на рабочую силу, в результате чего последовал рост занятости на 288 тысяч в апреле, по сравнению с средним месячным ростом в менее чем 200 тысяч в начале года. Если это продолжится, то это приведет к более быстрым темпам увеличения доходов и расходов населения.
Благоприятный эффект увеличения благосостояния домохозяйств укрепляется в этом году еще и улучшением финансового положения. Рост экономики в 2013 году был приостановлен за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов, которое было санкционированно в течение процесса секвестра, временного приостановления правительства, а также возможности того, что лимит на потолок долга потребует дальнейшее сокращение государственных расходов. Хотя перспектива роста дефицита и государственного долга остается в долгосрочной перспективе, бюджетное соглашение на два года принятое Конгрессом США означает, что экономика не будет подлежать подобным негативным фискальным потрясениям в 2014 или 2015 году.
Ключевая задача, стоящая перед экономикой в ближайшие два года, будет задачей ФРС, которая в свою очередь должна контролировать инфляционное давление, способное возникнуть в качестве реакции коммерческих банков на более здоровую экономику за счет увеличения кредитования предприятий и домохозяйств. Коммерческие банки имеют большую ликвидность, в виде избыточных резервов в ФРС, которые могли бы сделать инфляционное кредитование значительным риском.
В настоящее время банкам выгодно оставить эти средства в ФРС, где они зарабатывают лишь 0,25%, потому что они не несут за собой риска, являются полностью ликвидными и не обремененными требованиями к капиталу. В качестве альтернативы можно одолжить коммерчески при относительно низких процентных ставках, с меньшей ликвидностью, большим риском, и необходимостью обеспечения капитала.
Но придет время, когда банки захотят использовать свои избыточные резервы для того, чтобы поддержать более выгодное кредитование. ФРС нужно будет повышать процентную ставку, которую она платит по избыточным резервам, чтобы ограничить уровень, до которого коммерческие банки могут довести свои резервы для создания дополнительных кредитов и депозитов.
Это будет трудно сбалансировать. Если процентная ставка будет повышена недостаточно, банки будут использовать больше резервов для поддержки кредитования, что приведет к более высокому уровню инфляции. Если процентная ставка будет повышена слишком много, экономическая активность будет ограничена и рост может потухнуть.
Ситуация теперь отошла от традиционного сценария, в котором ФРС контролировала количество резервов используемых банками путем регулирования ставок на федеральные фонды (скорость, с которой банки кредитуют свои резервы друг с другу). Принципиальное отличие теперь остается в том, что ФРС придется платить проценты по почти $2,5 трлн избыточных резервов, которые она накопила.
Экономика США в настоящее время находится на благоприятном пути к росту. Но удержание ее в этом состоянии будет самой важной задачей для ФРС в будущем году.