Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло немало времени, пока немецкая экономика стала темой для разговоров в нарастающем конфликте с Россией. В течение долгих месяцев представители объединений и союзов вместе с менеджерами предпочитали вести дальше свои бизнес-дела: неважно, что делает президент России Владимир Путин, или о чем говорят западные политики. Они надеялись на мирное разрешение конфликта.

Лавирование на высоком уровне: опытные индустриальные лоббисты выступают за жесткие санкции против России, несмотря на возможные последствия для немецкой экономики. В то же время они не хотят портить хорошие отношения с Соединенными Штатами Америки.

Прошло немало времени, пока немецкая экономика (и она будет затронута) стала темой для разговоров в нарастающем конфликте с Россией. В течение долгих месяцев представители объединений и союзов вместе с менеджерами предпочитали вести дальше свои бизнес-дела: неважно, что делает президент России Владимир Путин, или о чем говорят западные политики. Они надеялись на мирное разрешение конфликта. Между тем, сами лоббисты и директора фирм выступают за жесткие меры против России, не без возможных последствий для немецкой экономики.

Да, но...

В среду председатель правления фирмы «Гейдельберг Цемент» («Heidelberg Cement») Бернд Шайфеле заявил: «К этому я отношусь с пониманием». Директор концерна MAN Георг Пахта-Рейхофен (Georg Pachta-Reyhofen) считает санкции, направленные против России, очень правильными мерами. По его словам, это «моральный вопрос». Правда, директор дочерней компании VW уже испытал на себе уменьшение спроса на грузовые автомобили и автобусы — примерно четверть всей своей продукции компания экспортировала в Россию. В следующие месяцы ситуация может ухудшиться, опасается директор MAN.

После томительных споров на прошлой неделе Европейский союз все же решил ввести санкции против России. Пока детали до конца не ясны. Но уже понятно, что ЕС затруднит России доступ к рынку капитала. Помимо этого, под запрет может попасть экспорт высокотехнологичной продукции, продукции военного назначения и продукции, которая может быть использована как в мирных, так и в военных целях.

Некоторое время назад «российский кризис» вышел на «высокий уровень». По словам директора Восточного комитета немецкой экономики Экхарда Кордеса (Eckhard Cordes), нарастающий конфликт превратился уже в «самую продолжительную ношу для экономических перспектив в Восточной Европе». С января по май немецкий экспорт на Украину сократился на 32%. По сравнению с тем же периодом в 2013 году немецкая экономика понесла потери экспорта в размере семисот миллионов евро. Еще существеннее оказались цифры в торговле с Россией. За тот же период экспорт упал на 15% — что составило 2,2 миллиарда евро. Лоббист за торговлю с Восточной Европой Кордес подчеркивает: «Недавно принятые экономические санкции лишь усугубят положение. В одной только Германии более двадцати пяти тысяч человек может лишиться своих рабочих мест».

Немецкие коммерческие банки пока ведут себя спокойно. Они предоставили России кредит в семнадцать миллиардов евро, половина которых ушла в кредитные институты, поэтому на данную сделку накладываются санкции. Срок займа не может быть увеличен, если его срок погашения равен не более девяноста дней. Такое происходит (если вообще происходит) только в единичных случаях. Для данных банков коммерческий дефицит означает его преодоление. Россия составляет лишь 8% всех требований к иностранным дебиторам в немецком секторе.

Долгое время союзы, объединения и представители фирм пытались уйти от неприятной темы возможных «карательных мер», направленных против России. Они надеялись, что политический конфликт не заденет их коммерческие сделки. Еще в марте в беседе с российским президентом Владимиром Путиным председатель правления концерна Siemens Джо Кэзер (Joe Kaeser) позировал фотографам, как будто никакой аннексии Крыма и в помине не было. Однако после того, как 17-го июля над территорией Восточной Украины был сбит пассажирский Boeing малазийских авиалиний, общее настроение изменилось. Так президент Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) Ульрих Грилло (Ulrich Grillo) потребовал предпринять меры, которые могли бы иметь «существенные последствия для Москвы».

Но и Кордес, который долгое время выступал против жесткой реакции на «действия» Москвы, изменил свою позицию и стал открыто выступать против действий российского президента: «Если Путин будет продолжать идти тем же курсом, тогда немецкой экономике с ним не по пути. Если федеральное правительство решит выдвинуть против России жесткие санкции, то мы стопроцентно их поддержим». Самые влиятельные немецкие экономические лоббисты пока открыто не хотят рисковать — они не желают выступать в роли «тормоза» для санкций, поддержанных американским президентом Бараком Обамой.

Важные секторы экономики будут развиваться в новом направлении. В Союзе немецких машиностроителей (VDMA) подчеркивают: «Политическая составляющая главенствует, когда речь идет о санкциях в связи с аннексией Крыма, идущей вразрез с международным правом, и дестабилизацией ситуации на Востоке Украины, исходящий от России». В связи с эскалацией новые санкции были «практически неизбежны». Правда, и Союз понимает все последствия для своих членов. Для многих предприятий, занимающихся машиностроением, санкции будут иметь «тяжелые последствия». Такое жесткое эмбарго может оказывать прямое влияние на конъюнктуру машиностроения. В 2013 году немецкие предприятия экспортировали в Россию машины и различное оборудование на сумму в 7,8 миллиардов евро. Моника Холлахер (Monika Hollacher) из Союза поясняет: «Уже за первые пять месяцев 2014 года экспорт сократился на одну пятую. Прежде всего, это происходит по причине плохой экономической ситуации в России». К тому же курс рубля упал. Таким образом, экспорт поднялся в цене — из евро в российскую валюту.

Главным вопросом для сектора машиностроения остается следующий — «Что конкретно из себя будет представлять будущее эмбарго?». Поэтому Союз напряженно ожидает публикации документа в ведомственном издание ЕС. Лишь потом санкции вступают в силу. Производители машин и оборудования продолжают надеяться, что документ, который будет относиться к изготовителям вооружения, не распространится на них. По крайней мере, они могут выполнять свои уже заключенные сделки на поставку товаров. «Было бы полным абсурдом, — говорит Холлахер, — если сектор машиностроения не сможет этого сделать. В одной только Германии более двадцати пяти тысяч человек могут лишиться своих рабочих мест. В связи с эскалацией новые санкции были „практически неизбежны“».