С 2012 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) публикует доклады о конкурентоспособности городов.
В наши дни города — это главная артерия глобальной экономики. По мнению экспертов ВЭФ, то, насколько успешны города, станет основным вопросом экономики и политики XXI века.
Впервые после 2010 года 50% населения мира живет в городах. В приближении к 2050 году этот показатель возрастет до 67%. А, следовательно, вопросы о том, как развиваются города, как они применяют технологии, как идет распространение культуры и искусства, как преодолевается социальная несправедливость, находятся в сфере интересов таких институтов, как ВЭФ.
В недавно опубликованном отчете ВЭФ в качестве одного из городов, способных выдержать глобальную конкуренцию, приводится турецкая Маниса. Но, прежде чем перейти к анализу ее особенностей, следует упомянуть о некоторых других обращающих на себя внимание примерах.
Когда-то колумбийский Медельин не переставал занимать первые полосы газет. До середины первого десятилетия 2000-х годов он был известен как самый опасный город мира, где роятся наркобароны и не смолкает оружие. Но после того как Медельин совершил настоящее чудо трансформации, в 2013 году Wall Street Journal выбрал его «самым инновационным городом».
В отчете ВЭФ отмечается, что Медельин с населением 2,4 миллиона человек превратился в один из немногих городов, обладающих «научной, технологической и инновационной программой».
Другой пример из Латинской Америки — Буэнос-Айрес. 12-миллионная столица Аргентины, которая недавно потерпела финансовый крах, изображается в отчете ВЭФ в качестве «показательного примера». Буэнос-Айрес применил на практике план, направленный на обеспечение экономического роста, прозрачности, повышение качества жизни, улучшения состояния окружающей среды.
Этот город сделал то, что до сих пор не удавалось Стамбулу; кроме того, Буэнос-Айрес всерьез занялся стратегией «открытых данных». Была создана цифровая платформа, которую в интерактивной форме смогут использовать все жители аргентинской столицы. Иными словами, Буэнос-Айрес сделал важные шаги на пути к тому, чтобы устранить чувство «невостребованности», которое часто посещает тех, кто проживает в Стамбуле.
Обратимся к примеру из Европы. Французский город Нант приобрел новую культурную и экологическую идентичность, изменив курс индустриального развития.
На примерах Медельина и Нанта видно, что изменение городской идентичности действительно возможно. При этом из опыта Буэнос-Айреса мы можем сделать вывод: вне зависимости от того, есть ли в стране экономический кризис или его нет, качество жизни граждан является главным приоритетом.
Если говорить об успехе, который продемонстрировала Маниса, попав в отчет ВЭФ о конкурентоспособных городах, то следует упомянуть, что, согласно отчету, основная особенность Манисы состоит в «полицентрическом» характере ее демографической и экономической сферы. Экономическая структура города демонстрирует разнообразие, прежде всего на уровне таких секторов, как промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг.
За последние 20 лет Манисе удалось развить «высокотехнологичное промышленное производство». Если в середине 1990-х годов среднегодовое количество патентов составляло не более 5, в 2010 году этот показатель вышел на уровень 90. Кроме того, в рейтинге тысячи крупнейших компаний Турции в 1990-е годы Манису представляла только одна фирма, сейчас мы можем видеть в нем 29 компаний из этого города. Маниса, которая в 2005 году была поставлена в один ряд с городами Европы и выбрана «лучшим городом для осуществления иностранных инвестиций», сохраняет это качество и сегодня. А значит, она продолжает оставаться важным центром привлечения инвестиций.
Мы чествуем успех Манисы — шестого крупнейшего производителя овощей в Турции. Мы с нетерпением ждем того дня, когда в докладе о конкурентоспособных городах мы сможем увидеть и Стамбул, который сегодня находится на 25-м месте в рейтинге самых красивых городов мира. Но, как справедливо говорится, одной красотой сыт не будешь. А мы, стамбульцы, истосковались по качеству жизни.