Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польские таможенники конфисковывают мясо у россиян

© РИА Новости Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкТаможенный терминал на российско-польской границе. Архивное фото
Таможенный терминал на российско-польской границе. Архивное фото
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это происходит на пограничных переходах в Безледах и Бранево. В ситуации не было бы ничего удивительного, если бы товар отбирала российская таможня, поскольку после объявления Россией эмбарго ввезти туда можно только пять килограммов мяса для личных нужд. Однако теперь товар начала конфисковывать польская сторона. В пограничных холодильниках скопилось уже семь тонн свинины.

Хотя эмбарго на свинину из Польши наложила Россия, именно польские, а не российские таможенники изымают у жителей Калининградской области легально приобретенное мясо. Россияне протестуют и требуют вернуть им конфискованный товар.

Это происходит на пограничных переходах в Безледах и Бранево. В ситуации не было бы ничего удивительного, если бы купленное у нас мясо отбирала российская таможня, поскольку после объявления Россией эмбарго ввезти туда можно только пять килограммов мяса для личных нужд. Иногда российские таможенные службы возвращают мясо в Польшу, но теперь товар начала конфисковывать польская сторона. В пограничных холодильниках скопилось уже семь тонн свинины.

Россияне делают покупки в Польше

Российское эмбарго ударило по простым потребителям. Поэтому россияне делают покупки на мясных заводах, находящихся поблизости от границы с Калининградской областью, приобретая мясо, допущенное к обороту на нашем рынке. Одни меньше, другие больше, но, как они говорят – для себя и всей семьи, а иногда и для всей деревни. Потому что так дешевле.


«В микроавтобусах, которые мы останавливали, были целые свиные полутуши, иногда – до тонны мяса. Транспортные средства не были опломбированы, как этого требует закон, рефрижераторы там отсутствовали, – говорит Рышард Худы (Ryszard Chudy), пресс-секретарь Таможенной палаты в Ольштыне. – Сложно назвать это товарами для личного потребления».

Россияне отвечают: «На переходе в Бранево конфисковывают даже по 40 килограммов мяса». «Часть купленной свинины и продуктов из нее была предназначена для большого семейного праздника, а часть – на консервы», – рассказывал недавно адвокату Луху Обаре (Lech Obara) житель Калининградской области. Обара выступает доверенным лицом нескольких россиян, лишившихся своих покупок. «В Калининградской области сложилась катастрофическая ситуация со снабжением», – говорят они. Жалуются в первую очередь те, кто вез большие партии мяса. В микроавтобусе Сергея была тонна мяса. Седьмого августа его остановили таможенники.

«На пограничном переходе в Безледах я услышал от сотрудника пограничной службы, что Россия запретила импорт мяса, и поэтому он должен сообщить таможне, что я везу, – рассказывает он». У россиянина был при себе чек, доказывающий, что свинину он приобрел законным путем. Он показал его, но это не помогло. Ссылаясь на процедуры и нормы, таможенники выгрузили свинину в свои холодильные камеры. Они обещали, что обратятся за вердиктом районного ветеринара и ответят, смогу ли вернуть мясо. Но дальше было только хуже.


Незаконно конфискованное законное мясо?


Оказалось, что районный ветеринар не может принять решение по такому вопросу, поскольку… мясо имеет легальное происхождение, все необходимые документы и в принципе не подлежит конфискации. Однако Сергею его не вернули. Он написал обращение с просьбой вернуть товар. «Тогда таможня велела мне, гражданину России, составить запрос… на польском языке и сообщить адрес для корреспонденции в Польше», – рассказывает Сергей. Россиянин обратился за помощью к юридическому консультанту Леху Обаре, возглавляющему ассоциацию «Останови эксплуатацию» (Stop Wyzyskowi). 19 августа запрос был отправлен в таможенное управление, и с того дня Сергей ждет решения, а мясо ждет своего хозяина в холодильной камере. Удастся ли его вернуть? Как нам удалось неофициально выяснить, его могут даже утилизировать.

Крупный и малый экспорт

В среду на пограничном переходе в Безледах побывал депутат партии «Гражданская платформа» Мирон Сыч (Miron Sycz). «Небольшие партии мяса проходят без проблем», – говорит он. «Меньше тонны?» – спрашиваю я. «Меньше», – отвечает депутат.

Почему вообще мясо задержали польские таможенники, хотя ветеринарный врач заявил, что изъятие было бессмысленно, так как товар был куплен законным путем?

«Принципы перемещения продуктов животного происхождения в третьи страны описывает соответствующий закон от 16 декабря 2005 года. А требования относительно вывоза товаров в Российскую Федерацию определены в меморандуме, заключенном между польской Ветеринарной инспекцией и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, – разъясняет Рышард Худы из Таможенной палаты в Ольштыне. – Согласно этим документам, ввоз мяса в Россию может происходить исключительно из утвержденных российской стороной предприятий, включенных в список главного ветеринарного врача. И только через определенные пограничные переходы. Транспорт должен иметь медицинский сертификат, выданный ветеринарным врачом в месте погрузки, а мясо – перевозиться в рефрижераторе, опломбированном Ветеринарной инспекцией. Если оно упаковано, оно должно иметь этикетки, а каждая полутуша – знак санитарного качества».
 
«Но эти законы касаются крупного экспорта мяса, а не приграничных покупок, - отмечает Обара. – Розничный экспорт сертификации не требует. А в таком случае не возникает обязанности действий согласно данным российской стороне гарантиям, которые касаются выдачи экспортных и предэкспортных санитарных сертификатов на животных и мясо». Обара напоминает, что ограничения по объему перемещаемого товара касаются импорта на территорию ЕС, а не экспорта. «Такие мясные покупки можно трактовать как личный багаж», – добавляет юрист. «Но не тонну», – протестует таможня.

Контрабанда или покупки?


Таможенная служба в Безледах и Бартошицах утверждает, что россияне занимаются контрабандой. Речь идет о тех, кто везет в Россию по несколько сотен килограммов мяса в ужасных санитарных условиях. «В двойном днище автомобиля, завернутое в целлофан, – добавляет Худы. – А если таможня не была проинформирован о товаре - это контрабанда. Это одновременно означает, что он поставляется из неизвестных источников».

«Нет, в случае покупок для личного потребления чек является документом, свидетельствующем о легальном происхождении товара», – объяснял недавно на портале Express.olsztyn.pl представитель мясоперерабатывающего завода Warmia в городе Бискупец Томаш Яськевич (Tomasz Jaśkiewicz). 

Однако пресс-секретарь Таможенной палаты цитирует закон: «Лицо, вывозящее продукты животного происхождения с территории Польской Республики в третьи страны при помощи транспорта, не опломбированного в соответствии с требованиями ст.9а, подлежит наказанию в виде штрафа, ограничения или лишения свободы на срок до одного года».


«Но ведь вывоз нас не интересует. Продовольственные товары конфискуют обычно при ввозе», – говорит Лех Блюм (Lech Blim), врач пограничного ветеринарного контроля в Безледах. Не только он один, но и другие, работающие на границе ветеринары, не понимают, зачем таможенники конфискуют мясо.
 
«Они за много лет научились бороться с контрабандой сигарет и водки. Сейчас они так же относятся к тем, кто едет в Польшу за продуктами питания. От имени своих доверителей я буду добиваться компенсации за изъятое мясо», – говорит Обара. У Сергея, которой перевозил тонну свинины, «зависло» 25 тысяч злотых (около 280 тысяч рублей – прим.пер.).

Удар придется по производителям?

Неподалеку от границы с Калининградской областью находится мясоперерабатывающий завод Warmia. Россияне покупают мясо, в частности, там. И не только они. 

«Блокировка трансграничного передвижения с законно приобретенными товарами – это проявление чрезмерного рвения таможни, – полагает Томаш Яськевич. – В ущерб польским предпринимателям».

С тех пор как Российская Федерация наложила эмбарго на часть польских продуктов, розничный экспорт (в рамках так называемого самообеспечения жителей Калининградской области) стал главным аспектом нашей торговли с Россией, написала в своем запросе депутат Лидия Старонь (Lidia Staroń). Несмотря на запрет, жители Калининграда покупали мясо для собственных нужд и повышали в Польше спрос. Как отмечает Старонь, сейчас, опасаясь конфискации, они стали массово отказываться от покупки как мясных, так и других продовольственных продуктов.