Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нефтяные цены падают, а нефтяные режимы — нет

Да, цены на нефть безудержно опускаются после своего летнего пика. Но это не означает, что все нефтегосударства разом задрожали

© Фото : Fotolia/ KokhanchikovДобыча нефти
Добыча нефти
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг цены на нефть продолжили свое снижение. Но вопреки неразберихе на нефтяных рынках, паникуют не все нефтегосударства. Хотя такие крупные нефтедобывающие страны, как Саудовская Аравия и Россия, зависят от высокого уровня нефтяных цен, они упали недостаточно низко для того, чтобы эти государства испытали мощное бюджетное давление.

В четверг цены на нефть продолжили свое снижение, опустившись до уровня, который мы в последний раз наблюдали почти два года назад. И это несмотря на опасное развитие событий в целом ряде стран, от Украины и Ирака до Гонконга.

Но вопреки неразберихе на нефтяных рынках, паникуют не все нефтегосударства. Хотя такие крупные нефтедобывающие страны, как Саудовская Аравия и Россия, зависят от высокого уровня нефтяных цен, чтобы приводить в равновесие свои бюджеты, цены упали недостаточно низко для того, чтобы они испытали мощное бюджетное давление.

В середине торгового дня в четверг цены на нефть в Нью-Йорке упали ниже 90 долларов за баррель, хотя потом немного отыграли назад. В Лондоне сырая нефть марки Brent снизилась до 93 долларов за баррель, продолжая начавшееся в июне движение по нисходящей. Летом нефтяные цены достигали отметки в 115 долларов за баррель, и было это в момент, когда «Исламское государство» захватывало в Ираке все новые территории.

Иными словами, базисная цена на нефть за три с небольшим месяца снизилась на одну пятую, несмотря на мощную и безостановочную лавину пугающих новостей, которые раньше поднимали цены до заоблачных высот: это и террористический разгул, и возобновившаяся напряженность холодной войны.

Однако найти объяснение этому довольно просто. Нефтедобывающие страны, особенно из ОПЕК, просто продолжают ее качать, хотя сегодня идущий нетвердой походкой мир меньше нуждается в черном золоте. Дисбаланс спроса и предложения усугубляется к тому же увеличением добычи в США, неожиданным и невероятным восстановлением добычи в Ливии, и почти рекордным уровнем нефтедобычи в России.

Цены на нефть определенно упали, но не рухнули. По историческим меркам, они по-прежнему очень высоки. В реальном долларовом выражении цена в 90 с лишним долларов за баррель случалась редко. Это было в периоды нестабильности, например, в конце 19-го века, в конце 1970-х годов и в ходе последнего скачка, начавшегося в середине 2000-х.

Что еще важнее, дешевая нефть наносит неодинаковый ущерб разным странам. Некоторые из них, скажем, Саудовская Аравия или государства Персидского залива, хорошо подготовлены к краткосрочному ослаблению цен, в то время как Ираку, России и им подобным есть чего опасаться, причем не только ценового снижения. Но чтобы крупные нефтегосударства начали принимать болезненные для себя решения, необходимо либо длительное, либо гораздо более резкое падение цен.

Тем не менее, некоторые обозреватели все равно начали бить в тревожный набат. Международный валютный фонд недавно предупредил, что Саудовская Аравия может соскользнуть в дефицит намного раньше ожидаемого срока, потому что с начала «арабской весны» внутренние расходы там подскочили, и стране нужны более высокие цены на нефть, чем несколько лет назад, чтобы сбалансировать бюджет. В 2009 году заливным государствам в целом нужна была ценовая отметка в 62 доллара, чтобы не уйти в минус; однако в прошлом году этот минимальный показатель увеличился до 82 долларов и продолжает ползти вверх.

«Амбициозная программа государственных расходов может существенно разрушить те амортизаторы, которые были созданы для страховки, и усилить незащищенность от снижения нефтяных цен», — предупредил в прошлом месяце МВФ.

Однако у Саудовской Аравии и ее соседей - достаточно подушек безопасности. У Эр-Рияда долгие годы положительное сальдо в бюджете, колоссальные валютные резервы и почти нулевой долг. Очевидно, что 90 долларов за баррель это не столь прибыльно, как 115, но никаких радикальных перемен в саудовском обществе это за собой не повлечет.

«В краткосрочной перспективе саудовцам можно ни о чем не беспокоиться. Они могут спокойно выдержать пару лет, даже если нефть опустится ниже 90 долларов», — сказала научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies) Лора Эль-Катири (Laura El-Katiri). Остальные страны Персидского залива, такие как Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, также могут прибегнуть к дефициту бюджета или к изменениям в расходных статьях, чтобы пережить ценовой шторм, отметила она.

Отчасти именно этим объясняется то обстоятельство, что Саудовская Аравия и другие ведущие страны-члены ОПЕК не желают прислушиваться к мольбам Ирана. Среди крупных нефтедобывающих стран Ирану больше всего нужны высокие цены на нефть, чтобы сохранять бюджетное равновесие, и по некоторым оценкам, оптимальный показатель для него это 130 долларов за баррель. Более того, Иран страдает от санкций Запада, а его нефтяной экспорт, как и доходы от него, урезаны почти наполовину.

Однако Саудовская Аравия, по-прежнему являющаяся мировым компенсирующим нефтепроизводителем и ярым противником шиитского Ирана, не заинтересована в сокращении добычи. Напротив, в среду эта страна внезапно начала предлагать скидки, чтобы сохранить свою долю рынка, хотя это ведет к общему ослаблению нефтяных цен.

Падение цен также создает угрозу Ираку. Учитывая колоссальные обязательства Багдада по внутренним расходам, ему для поддержания баланса нужна все более дорогая нефть. По некоторым оценкам, минимумом для него является 93 доллара за баррель. В отличие от других членов ОПЕК, у Ирака нет мощных резервов, на которые он мог бы положиться, и поэтому данная страна очень чувствительна к краткосрочным ценовым колебаниям. У нее также есть гораздо более насущная проблема в виде бесчинствующих террористов ИГИЛ, которые в четверг начали новые наступления на западе Ирака.

«Ирак отличается, потому что это коррумпированное социально-ориентированное государство, сталкивающееся с кровавым партизанским движением. Оно живет скудно, в то время как страны Персидского залива в последние годы создали огромные резервы», — говорит вице-президент консалтинговой фирмы по вопросам энергетики Foreign Reports Мэтью Рид (Matthew Reed).

Следующей может пострадать Россия. В этой стране в энергетическом экспорте нефть намного перевешивает газ, и свой бюджет Москва строит на ценовом прогнозе марки Brent в 100 долларов за баррель. Более того, российская экономика подвергается серьезной нагрузке в связи с западными санкциями из-за украинского кризиса, что ведет к оттоку капитала, спаду на рынках, повышению учетных ставок и снижению прогнозов роста.

Сейчас падение нефтяных цен вызывает обеспокоенность у российских политических руководителей. Бывший министр финансов заявил, что снижение цен на нефть может пробить в российских доходах брешь в 30-40 миллиардов долларов. Между тем, как сообщает Reuters, российский Центробанк в спешном порядке пытается подготовиться к снижению цен до 60 долларов за баррель. Действующий министр финансов России отметил в четверг, что удешевление нефти создает колоссальный риск для неустойчивой экономики страны.