Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эбола и не только

© East News / Mohammed Elshamy/AA/ABACAСотрудники организации «Врачи без границ» в центре по лечению Эболы в Монровии
Сотрудники организации «Врачи без границ» в центре по лечению Эболы в Монровии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США и Европа слишком остро отреагировали на несколько изолированных случаев вируса Эбола в пределах своих границ. Эти продиктованные паникой действия не просто бесполезны. Когда речь заходит о защите граждан от лихорадки Эбола – не говоря уже о предотвращении подобных кризисов глобального здравоохранения в будущем – такие действия могут оказаться контрпродуктивными.

США и Европа слишком остро отреагировали на несколько изолированных случаев вируса Эбола в пределах своих границ. Эти продиктованные паникой действия не просто бесполезны. Нарушая основные научные принципы, они бросают вызов фундаментальным этическим критериям принудительных действий в области общественного здравоохранения. А когда речь заходит о защите граждан от лихорадки Эбола – не говоря уже о предотвращении подобных кризисов глобального здравоохранения в будущем – такие действия могут оказаться контрпродуктивными.

Наиболее вопиющие примеры чрезмерной реакции произошли в США, где первоначальные действия повлекли за собой повышенный скрининг лиц, прибывших из Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне. Что более проблематично, несколько штатов установили обязательный 21-дневный карантин для медработников-добровольцев, возвращающихся в США из государств, пострадавших от Эболы. К счастью, политическая реакция, возникшая в ответ на требования установить карантин, быстро побудила некоторых губернаторов штатов ослабить свои требования.

Пришло время развитым странам понять, что лучший способ защитить своих граждан от лихорадки Эбола ‑ это помочь остановить распространение вируса в Западной Африке. Это требует стабильных «быстрых действий» против Эболы в трех наиболее пострадавших странах. Такой ответ должен быть подкреплен адекватным (и значительным) финансированием; хорошо обученными врачами, медсестрами и работниками общественного здравоохранения; а также улучшением местного потенциала для диагностики, лечения, отслеживания контактов и изоляции инфицированных лиц.

Нельзя терять ни минуты. Действительно, недостаток решительного лидерства уже слишком сильно задержал эффективный международный ответ на текущую вспышку лихорадки Эбола, тем самым резко увеличив издержки кризиса.

Помимо поисков причин распространения лихорадки Эбола, международное сообщество должно использовать уроки нынешнего кризиса во время будущих потенциальных опасностей для здоровья, разработав надежный ответ, который подчеркивает ранние, надежные действия на основе фактических данных. Для этого необходимо запустить три основные инициативы.

Во-первых, Всемирная организация здравоохранения должна учредить фонд чрезвычайных обстоятельств, который она может использовать в качестве резервного потенциала сразу же после объявления «чрезвычайного положения здравоохранения, имеющего международное значение». Если бы, в момент возникновения эпидемии Эболы, для надежных первоначальных действий было бы доступно подобное финансирование, ВОЗ имела бы сильный стимул к своевременному объявлению международной чрезвычайной ситуации.

На самом деле, обзорный комитет ВОЗ рекомендовал создание подобного фонда в размере не менее 100 миллионов долларов в 2011 году. Несмотря на то что это было в высшей степени доступно, составляя менее 0,5% от международной поддержки медицинской помощи, ВОЗ не удалось его создать. Глупость этого решения в настоящее время болезненно очевидна, как и то, что объем резервного фонда должен быть значительно больше – до 500 миллионов долларов.

Вторым столпом эффективной стратегии реагирования на кризис является экстренный резерв рабочей силы – установленный ВОЗ, в сотрудничестве с национальными правительствами – включающий хорошо подготовленных специалистов в области здравоохранения, которые готовы к быстрому развертыванию в условиях ограниченных ресурсов. Это позволило бы обеспечить страны со слабыми системами здравоохранения – которые особенно восприимчивы к вспышкам заболеваний – человеческими ресурсами, которые необходимы им, чтобы быстро взять под контроль кризис здравоохранения.

Разумеется, такие меры не уменьшают ответственности стран за укрепление своих систем здравоохранения и защиту своего населения. Именно поэтому последний и самый важный шаг на пути к предотвращению будущих кризисов глобального здравоохранения ‑ это создание международного фонда систем здравоохранения для поддержки национальных усилий по приобретению способности эффективно действовать в чрезвычайных условиях и реализовывать всеобъемлющие службы здравоохранения в обычные времена. Такой фонд мог бы вписаться в структуру международных медико-санитарных правил, которая была согласована в 2005 году, и продвинуть дело всеобщего здравоохранения, основываясь на принципе, что все люди имеют право на охрану здоровья.

Также от правительств необходимо выделение достаточных внутренних ресурсов для достижения этих целей, как, например, в случае с лидерами африканских государств, выполнение обещания Абуджийской декларации 2001 года о выделении не менее 15% национальных бюджетов на здравоохранение. Однако для стран с низким уровнем дохода значительный прогресс на пути к установлению прочных систем здравоохранения будет практически невозможным без поддержки стабильно работающего международного фонда.

Учитывая, что создание такого фонда повлечет за собой массовые многомиллиардные инвестиции долларов в страны с низкими доходами, социальная мобилизация является ключевым фактором для создания необходимой политической поддержки. В этом смысле глобальные действия, направленные на решение проблемы СПИДа – стимулированный президентом США чрезвычайный план по борьбе со СПИДом и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией – могут послужить в качестве полезной модели.

Помимо создания мощной инфраструктуры здравоохранения, национальные правительства должны разработать системы подотчетности в сфере медицинского обслуживания населения. Это включает в себя справедливое и прозрачное управление ресурсами, гарантии по борьбе с коррупцией, инструменты для мониторинга прогресса, участие гражданского общества и ответственность за неудачи.

Для достижения этих целей международная коалиция настаивает на разработке Рамочной конвенции по вопросам глобального здравоохранения, направленной на укрепление системы государственного управления в области здравоохранения на местном, национальном и глобально уровнях. Договор, основанный на принципе права на охрану здоровья, даст четкие ориентиры для выделения средств и прочих обязанностей.

Эпидемия Эболы в Западной Африке должна вдохновить коррекцию курса в международной политике в области здравоохранения, подчеркнув необходимость обеспечения инструментов быстрого реагирования и сильной инфраструктуры здравоохранения. Создание базы для обеспечения масштабируемого, устойчивого финансирования для достижения этих целей является мудрой и доступной инвестицией – той, которая в интересах каждого человека. Это те гуманитарные действия, которые обеспечат огромную выгоду для всего мира, как сейчас, так и в будущем.