Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Юные безграмотные

Прежде чем дать двухлетнему ребенку планшет или смартфон, подумайте, верно ли вы поступаете: позже у вашего ребенка могут появиться проблемы с чтением и письмом

© flickr.com / dalberaДети за компьютером
Дети за компьютером
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Современные дети знают, как «передвигать экран» на планшете и пользоваться меню, но не способны построить конструкцию из кубиков. «Дети глупеют из-за современных технологий», — бьет в набат Британская ассоциация учителей и преподавателей. Цифровые технологии нарушают у детей развитие моторных способностей, они не только медленнее учатся писать, но вообще не испытывают такой потребности.

По сети гуляет такая картинка. Рядом сидят дедушка и внук. Внук спрашивает: «Вау, это похоже на смс, только больше букв, как это называется?» «Книжка, внучок, книжка», — отвечает дедушка. И подпись: «Прогресс не всегда движется в нужном направлении». Ситуация, возможно, забавная но, к сожалению, очень реальная. Современные дети знают, как «передвигать экран» на планшете и пользоваться меню, но не способны построить конструкцию из кубиков. «Дети глупеют из-за современных технологий», — бьет в набат Британская ассоциация учителей и преподавателей. Дети не только медленнее учатся писать, но вообще не испытывают такой потребности. «Ведь зачем это делать, если достаточно провести пальцем по экрану или щелкнуть мышкой, чтобы найти то, что ищешь?» — вторят польские учителя, с которыми беседовал портал Olsztyn.wm.pl.

Опасный гаджет

Выдвигая аргументы в пользу необходимости отправить в школу шестилеток, профессор Лукаш Турский (Lukasz A.Turski) из Центра теоретической физики Польской академии наук как-то рассказывал: «Мой внук, которому еще нет трех, который еще не пишет и плохо говорит, приходит ко мне в комнату, берет мой iPad и быстро находит все. Он знает, как его включить, где лежат детские фильмы, как поиграть с кошкой, как сделать, чтобы кошка прыгала и т.д. Это уже гражданин нового мира». И здесь зарыта собака. Восторгающиеся прогрессом и мифическим «духом времени» взрослые для собственного спокойствия, чтобы справиться с капризничающим ребенком, позволяют ему пользоваться своими мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Но и это еще не все: поддавшись рекламе, боясь, запустить развитие своего ребенка, они покупают специальные планшеты, предназначенные для самых маленьких. В результате трехлетний ребенок действительно умеет пользоваться слишком сложным для своей бабушки прибором, но не знает, как соединить четыре элемента пазла.

По данным британских ученых, цифровые технологии нарушают у детей развитие моторных способностей. Дети самого младшего возраста проводят, играя с гаджетами, много часов, а от этого страдает ловкость их пальцев и память. Учителя в связи с этим наблюдают тревожное явление: ученики все чаще не способны от руки заполнить тест, сообщал Telegraph.co.uk.

Как тут сконцентрируешься?

Похожая ситуация наблюдается в Польше. «Раньше дети быстро учились в детском саду печатным буквам и не могли дождаться, когда пойдут в школу и научатся писать. Теперь они все чаще не знают букв и, что хуже всего, не хотят их учить. Письмо перестало быть для них привлекательным. Зато они без проблем находят в планшете любимую игру. Все это изменилось за последние 10 лет, пропасть уже огромна», — рассказывала учительница начальных классов Ивона Леманьска (Iwona Lemańska) в беседе с порталом из Ольштына.

«Планшеты и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека — как взрослого, так и ребенка. Это вызвано чрезмерным количеством раздражителей, которые они предлагают (цветные картинки, фильмы, ссылки) и возможностью быстро переходить от одного типа информации к другому (нажимая на гиперссылку). Между тем развитие ребенка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на конкретном занятии, которое часто требует терпения и приложения больших усилий. Именно такую деятельность обеспечивает рассматривание, а позже чтение книг, раскрашивание картинок, складывание кубиков. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Электронные гаджеты полностью поглощают детское внимание, но не учат концентрации», — объясняет Януш Вардак (Janusz Wardak) — инициатор акции «Меньше экрана, больше семьи», глава Семейной академии и заместитель директора по воспитательной работе школы Żagle Общества Sternik.

Ручка как враг

Сегодня ученики часто не умеют даже держать ручку, а завязывание шнурков или застегивание пуговиц превращается для них в сложную задачу. «Ошибка бездумных поборников электронных форм заключается в смешении знака (буквы или звука), значения и контекста. Чем более искусственен знак, тем слабее он задействует разные части мозга, взаимодействие полушарий, так называемую мышечную память, то есть в дальнейшей перспективе негативно влияет на способность читать и писать», — говорит Павел Юрчик (Paweł Jurczyk) из консультационного центра Sensity, сотрудничающего с Институтом интегрированной профилактики. 

Многих польских педагогов беспокоит то, что дети не только испытывают сложности с письмом, но и не хотят учиться. «Интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием. Электронные гаджеты стимулируют моторное развитие лишь в минимальной степени, так как они обслуживаются при помощи одного типа активности — движения пальца по экрану, которое, вдобавок, требует небольших усилий в отличие от, например, рисования или лепки. Кроме того обработка языковых сигналов связана с левым полушарием, а работа с мультимедиа (это преимущественно изображения) стимулирует правое», — объясняет Януш Вардак. «Изображение и графический знак — не одно и то же, что реальный предметный дисигнат или звук, а особенно сообщение. В абстрактных понятиях и виртуальных формах электронной коммуникации ("кликаньи") на нейропсихологическом уровне задействуется меньше энергии, чем в "реальных" действиях. Эту идею описывал Дэвид Колб (David A. Kolb) в своем известном цикле эффективного обучения, который, впрочем, опирается на более ранние образовательные идеи, в частности, Игнатия Лойолы (XVI век). Он говорит, что образовательный опыт тем более эффективен, чем в большей степени он "полисенсорен" и активизирует эмоции, мануальные действия, фантазию, речь, способность планировать. Тогда мы начинаем ощущать смысл чтения и письма, а также испытываем более сильные чувства (мозг стимулируется естественным образом с разных сторон)», — объясняет Павел Юрчик.

Цифровая зависимость

В ходе конференции Британской ассоциации учителей и преподавателей ученые также доказывали, что слишком частое использование электронных гаджетов приводит к избыточному весу, утомляемости и агрессивному поведению. Родители зачастую гордятся тем, как их ребенок умеет пользоваться планшетом, не замечая, что у него есть проблемы в общении со сверстниками.

Британские и польские ученые призывают контролировать время, которое ребенок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей самого младшего возраста. Нам следует принять это близко к сердцу, поскольку все более частым явлением становятся требующие терапии случаи компульсивного поведения, вызванного тем, что дети с рождения пользуются электронными устройствами и интернетом. Более того, появились случаи развития зависимости от гаджетов. Ребенок, росший с планшетом, не может без него жить. Известна история четырехлетней британки, которая получила в три года iPad и с тех пор с ним не расставалась: дошло до того, что он стал ее лучшим другом. Без прибора у девочки появлялись симптомы абстинентного синдрома — неприятные физические и психические ощущения, возникающие при отмене вызывающего зависимость предмета. Ребенок попал в лондонский центр лечения зависимостей.

Учитывая приведенный выше пример негативного воздействия новых технологий на развитие детей, следует подумать о стратегии, которую избрали в воспитании своих отпрысков многие руководители компаний, связанных с цифровыми технологиями. О них вспоминает на портале Rodzinaimedia.pl Януш Вардак. Например, Алан Игл (Alan Eagle), руководитель одного из подразделений компании Google, считает смешной идею, что аппликация в iPad позволит детям лучше освоить чтение или счет. Когда его дочь училась в пятом классе, она еще не умела пользоваться Google. «Это очень легко, все равно, что научиться пользоваться зубной пастой. В Google и других компаниях мы работаем над тем, чтобы технологии были настолько просты в использовании, насколько это возможно. Дети с легкостью научатся этому, когда станут старше», — говорит он.

Так было и у Стива Джобса — покойного сооснователя и многолетнего главы компании Apple. Его дети не пользовались iPad'ами, а доступ к цифровым технологиям был в его доме жестко ограничен. Автор биографии Джобса Уолтер Айзексон (Walter Isaacson), проведший в доме главы Apple много времени, пишет: «Каждый вечер Стив садился с семьей ужинать за большим столом на кухне. Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети, мало привязаны ко всем этим гаджетам».

Билл Гейтс — создатель и многолетний глава компании Microsot тоже был сторонником ограничения своих детей в пользовании компьютером и игровыми приставками. Когда сын спросил его, неужели так будет всю жизнь, Гейтс ответил: «Нет, когда ты будешь жить один, ты сможешь установить себе собственные ограничения».

Так что раз даже основатели и руководители крупных IT-компаний были настолько осторожны с доступом своих детей к новым технологиям, возможно, следует взять с них пример. Социальная неполноценность нашим отпрыскам из-за этого угрожать не будет: ровно наоборот.

Обсуждение
Комментариев: 41
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
m
morik32
18 января 2015, 10:35
Слава американскому образованию! англичане, небось не пишут печатными буквами, а наших детей именно так учат писать на английском...
a
arommiss
18 января 2015, 11:06
наглочане прописью наглочане прописью не пишут уже 2ое поколение у них есть ПК
m
morik32
18 января 2015, 11:29
ну...если поколение - это 25 лет... то , стало быть уже 50 лет , бедные, пользуются компом...
лс
лт свич офф
18 января 2015, 12:49
что, так прямо в классах и сидят с ПК второе поколение?
r
realAVA
18 января 2015, 13:56
прямо в классах и сидят с ПК второе поколение? Как ни странно, но да. Потому 30% английских выпускников КОЛЛЕДЖЕЙ не способны понять текст на этикетке. А способных понять инструкцию к военной технике среди призывников вообще нет.
в
викинг
18 января 2015, 16:31
Это у них традиционное. Во время ВОВ английские призывники не могли самостоятельно купить билет на поезд.
o
olvas
18 января 2015, 10:57
британские и польские учёные...интересный тандем. видимо одних нагличан, что бы удивить уже маловато, что бы поразить воображение, тут дровишки нужны, поленья. С нетерпением буду ждать сенсационных открытий.
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 11:56
Не знаю, как там насчёт тупеющих поляков, да оно меня и не сильно трогает, но. Временами, смотрю на старшую и её друзей, и ловлю себя на мысли - они умнее меня, они, не знаю, собранее что ли, целостнее. У них есть планы, есть задачи, есть четкий план жизни, на ближайшие аж 10 лет. В их годы, в 17 лет, я на улицу, без кастета, в кармане, просто не выходил, лазил в женскую общагу на 5 этаж, по водопроводной трубе, бухали двором 777 как не в себя, и не дурак был помахаться - район, на район, так и жили. А эти - просто инопланетяне. Они другие. Они - лучше нас.
Ан
Американцы на Луне не были
18 января 2015, 12:34
Вообще-то. было бы странно, если бы девочка носила кастет, лазила в мужскую общагу на 5 этаж по водосточной трубе, жрала 777 как не в себя и не дура была помахаться.
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 15:05
Помнится, как то раз, отдыхали в Турции, и как-то всем пришла в голову, смешная идея - а кто гостиничный бассейн, переплывёт на скорость в одежде? Сказано. Сделано - не вопрос. Нет, ну смешно же. Нырнули. Переплыли. Вынурнули. Вынурнули, на берегу стоят четверо детей (ездили несколькими семьями), с покерными лицами, и говорят: Предки, вы опять, напились, что ли? Серьёзные, что немогу.
Ан
Американцы на Луне не были
18 января 2015, 15:39
Думаешь они ничего отчебучить не могут? Ещё как могут. Ты откроешь рот от изумления. Тем более, что и папашки тоже не дураки почудить.
B
Born81
18 января 2015, 19:08
Поэтому многие иностранцы и считают россиян быдлом....
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 19:30
Вы наверное, никогда не выезжали со своей Галичины, поэтому и не в курсе, как отдыхают немцы, и бриты...
B
Born81
18 января 2015, 20:11
Ошибаетесь, я русский, и за границей бываю часто. Битов считают алкашами, немцев жадными. Насмотрелся и на наших соотечественников. Так что если я не разделяю ваши взгляды на юмористические поступки за границей, необязательно переселять меня на Украину.....
И
Иван-1980
18 января 2015, 12:35
Хотелось бы понять Как по вашему им в этом помогли электронные гаджеты? Собранности, целеустремлённости учат не электронные штучки, а родители и учителя.
18 января 2015, 13:38
Временами, смотрю на старшую и её друзей, и ловлю себя на мысли - они умнее меня, они, не знаю, собранее что ли, целостнее. У них есть планы, есть задачи, есть четкий план жизни, на ближайшие аж 10 лет Тоже самое! Моему сыну 19лет. Учится в универе,на права,курсы управления и еще рвется на работу,чтоб больше карманных денег иметь. Работать не разрешаю пока-не хочу чтоб перенапрягся.
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 14:34
У меня втихоря сдала экзамены, и три медкомиссии, в Академию МВД, и просто поставила всех, перед свершившимся фактом - конечно, не эту карьеру бы я ей хотел, совсем не эту, и, скорее всего, знал бы, не разрешил бы, но, да - горжусь.
П
Пpостая_Москвичка
18 января 2015, 16:37
Согласна с Вами, что современные дети и подростки гораздо сознательнее и умнее, чем, допустим, люди моего поколения в их возрасте. Отношение к учебе серьезное, осознанное, сами проявляют инициативу сделать домашнее задание, записаться на дополнительные занятия, прочитать что-то, найти информацию. Те же загулы, пьянки и т.д. и т.п. - среди современных подростков это встречается в разы реже, чем 20 лет назад, причем во многие разы. Делаю выводы судя по своей дочери и ее друзьям, по детям своих друзей и знакомых.
Яи
Я из Кронштадта
18 января 2015, 11:57
А я склонен согласиться. Мой 13-летний сын вообще книг не читает. И заставить, а главное заинтересовать его я не могу. При этом он прекрасно учится.
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 12:19
Я из Кронштадта: И заставить, а главное заинтересовать его я не могу Так и не надо заставлять начинать с "Вишнёвого сада", просто посмотрите, во что он играет - если в пиратов, то тут "Капитан Блад" к месту, если любит ужастники, на выживание - Алан По, Лавкрафт, Стивен Кинг, Роберт Маккаммон, Дин Кунц - да, это несколько уже более взрослые книги, но и дети, сейчас - взрослее.
r
realAVA
18 января 2015, 14:00
просто посмотрите, во что он играет Но выбрать надо изначально русскоязычного автора и более тонкие книги. Если не знаете русскоязычной литературы, то выбираем тех, кого переводят уже много десятилетий. По для не читающего до 13 лет ещё можно, у него короткие произведения, но Кинг или Кунц...
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 15:24
realAVA: Если не знаете русскоязычной литературы, то выбираем тех, кого переводят уже много десятилетий. Всецело согласен. Золотая коллекция фантастики, оно - лучше всего. Я просто имел ввиду, привязать книги, к конкретным играм на компьютере.
Ш
Шелкопряд
18 января 2015, 15:00
А попробуйте запретить читать Что-то вроде: ты еще не дорос читать эту книгу... Вот станешь постарше, тогда ладно. А когда поймаете подглядывающим, можно и прикрикнуть, что мол за безобразие, сказано же, что нельзя. После такого обычно начинают. Проверено.
Л
Лeдoруб
18 января 2015, 15:16
Шелкопряд: Проверено. Прошу прощения, но, это - теоретическая хрень.
Ш
Шелкопряд
18 января 2015, 16:12
У Вас наверное большой педагогический опыт? У меня - маленький. И да, проверено.
a
antare
18 января 2015, 19:13
Что и интересн , чтобы быть образованным книги не нужны. А за счет чего тогда вообще знания? За счет рассказов малолетних учителей которые сами в образовании так нелюбимых ими учеников незаинтересованы
а
авиаград
18 января 2015, 12:06
Было бы хорошо, если бы поляки ограничились написанием статей на вот такие психолого-педагогические темы. Это у них получается гораздо лучше, чем бесконечное политиканство.
k
kaa2
18 января 2015, 12:11
Путин виноват, однозначно. Это ведь он изобрёл смартофоны. )))
v
vvv13
18 января 2015, 13:07
А я согласен с поляками,дети тупеют,особенно,те, у которых всё пущено на самотёк
18 января 2015, 14:39
А ведь проблема-то общемировая. И как всегда свою лепту вносят правозащитники. В некоторых странах уже законодательно запрещено заставлять детей учиться или задавать им больше одной задачки за урок. Впрочем, наши министры образования - от Фурсенко до Ливанова - справятся и без зарубежного опыта. Как там,"математика препятствует развитию креативных способностей"? А могут ли школьники писать сочинение, без вмешательства президента не решить. Плодить баранов, способных только нажимать на кнопки, - путь в никуда. Не надо потом удивляться безграмотности, безответственности и холуйству так называемых элит.
А
Американка
18 января 2015, 23:56
задавать им больше одной задачки за урок Толку, что моя дочь получала по 20-30 задачек по математике на дом. Их надо было уместить всех на одном разлинованном листке, а учитель проверял ответы только пяти случайных. Нам в свое время по геометрии задавали 2-3 но надо было расписать всю последовательность, дать ссылки на все теоремы. По-моему это было правильнее.
A
Antkev
18 января 2015, 15:10
Чушь. Думаю стоит детям дорасти до игр и они еще как начнут учиться читать, почти все игры имеют сюжет без прочтения которого играть будет сложно, сетевые игры имеют кланы и не умея читать чужие сообщения играть будет сложно, конечно конкретно данный момент постепенно заменяется скайпом, но все равно мне сложно представить нормальную игру без умения читать. Кроме того, не стоит удивляться что некоторые знания уходят в историю (конечно чтения это не касается, но все же...), не стоит забывать что мы не обладаем многими знаниями которые ранее считались жизненнонеобходимыми, а сейчас почти бесполезны, вроде умения читать следы животных.
l
lagger
18 января 2015, 15:24
Давно известно, что мелкая моторика способствует развитию мозга. Обучение чистописанию развивает мелкую мторику кистей в тысячи раз лучше, чем стучание по клавишам, тем более - одним пальцем. Люди глупеют на глазах, и в интернете это видно наиболее наглядно.
b
buddab
18 января 2015, 16:15
Просто не все дети - гении. Обычные не сильно одаренные индивиды всегда идут по пути наименьшего сопротивления, приспосабливаясь к существующему в данный момент стандартному набору потребностей для жизни в обществе. А люди одаренные всегда идут дальше, независимо от того, что им предлагает система. Этот феномен проявляется в любые времена и в любом месте.
R
RinR
18 января 2015, 16:46
И мало того в особо "продвинутых" странах у них еще пытаются искоренить понятие половых различий.
c
coммenter
18 января 2015, 19:37
глупеют дети, не все конечно, но основная масса... книг читают мало, с географией у большинства туго, с иностранными языками - еще хуже, домашнее задание по математике - только с помощью интернета, дома сгорбившись сидят сутками уткнувшись в телефоны-на улицу не выгонишь(хилые и больные поэтому)...
П
Пpостая_Москвичка
18 января 2015, 23:15
Совсем даже нет. Просто они сейчас совсем другие. Ледоруб очень хорошо по этому поводу высказался выше. Хотя, есть такое дело, что интернет им заменяет сейчас очень многое, в том числе, частично и живое общение.
19 января 2015, 04:17
"Просто они сейчас совсем другие" Другие - это кто? Те дебилы, которые не знают, кто такие Юлий Цезарь и Ганнибал или когда Великая Отечественная война началась? Зато они раскованные и говорят на камеру, не стесняясь своего дебилизма. А мы еще над Америкой смеялись...
19 января 2015, 04:22
(без заголовка) Правда, зачастую виноваты родители - облегчают себе жизнь. Недавно наблюдала сцену у книжного лотка. Мальчик лет 10 просит отца купить книгу о Древнем Египте, а тот ему отвечает:"Зачем тебе? Если что надо - посмотришь в Википедии."
p
pyrinpg
19 января 2015, 04:29
Польские и британские ученые, ну британские ладно. А польские, с учетом что поляки исполняют в западном устном творчестве роль чукчей. Гремучая смесь однако
D
Detech
19 января 2015, 08:47
А еще наши дети потеряли способность снимать шкуру убитого зверя осколком кремня и совершенно не знают как развести огонь без спичек и зажигалки. Что за чушь? Дети теряют знания и навыки по определенным направлениям лишь потому что эти направления теряют свою актуальность. По факту - письмо от руки уходит из нашей жизни. Оно становится намного более редким и не далек тот момент когда бОльшая часть людей вообще за всю свою жизнь ручки или карандаша в руки не возьмет. Сохранять способность к письму для чего? только лишь потому что мы этой способностью обладаем? нести этот багаж в будущее как чемодан без ручки? Я понимаю еще когда бьют тревогу из-за более неподвижного образа жизни и уменьшения физических усилий в развлечении детей - там это реально воздействует на здоровье детей. Но тут?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем