В субботу Николя Саркози кратко обозначил свою точку зрения по конфликту на Украине и его последствиях для отношений Европы и России. На собрании руководства Союза за народное движение в Париже лидер оппозиционной партии заявил следующее: «Раскол между Европой и Россией — это трагедия. Американцы этого хотят, это их право и их проблема (...), но нам не нужно возобновление холодной войны между Европой и Россией».
В тот самый момент в Мюнхене в дипломатии по украинскому кризису действительно прослеживались нотки холодной войны. Отталкиваясь от вывода, по которому вся ответственность за ссору Запада с Россией ложится на европейцев, Саркози представил собственное «решение» на основе «трех принципов».
«Крым выбрал Россию»
«Крым выбрал Россию, и в этом его вряд ли можно упрекнуть», — заявил лидер СНД. Тем не менее вопрос всегда касался не каких-то «упреков» в адрес крымчан или россиян, а законности присоединения полуострова, которое Николя Саркози по факту признает. И хотя большинство западных лидеров в частном порядке признают, что вернуть все назад будет уже очень непросто, президент СНД пошел еще дальше: он встал на позиции российской официальной риторики, назвав произошедшее настоящим демократическим выбором.
Этот самый «выбор» Крыма, о котором говорит Николя Саркози, представляет собой непризнанный референдум 16 марта. Он проводился без какого-либо международного контроля, если не считать «наблюдателей» из ряда ультраправых европейских партий. Голосование (96,6% поддержали присоединение к России) прошло после вторжения на полуостров вооруженных людей в форме без опознавательных знаков. Два месяца спустя Путин признал, что это были российские военные.
Аргумент Николя Саркози звучит по меньшей мере удивительно. Он был президентом Французской Республики, во время российско-грузинской войны августа 2008 года, по итогам которой Абхазия и Южная Осетия провозгласили свою независимость. И если право на самоопределение на самом деле стоит превыше всего, почему тогда Саркози не признал от имени Франции суверенитет двух грузинских провинций?
В поддержку своей точки зрения Саркози представил косовский прецедент: «Если у Косова было право на независимость от Сербии, не понимаю, как тогда можно утверждать, что у Крыма нет права выйти из Украины и присоединиться к России».
На самом же деле у двух этих случаев нет ничего общего. Косово отделилось от Сербии после войны, которая унесла 10 000 человеческих жизней, натовской операции и ввода в бывшую сербскую провинцию миротворческих сил ООН в 1999 году. Далее, Косово окончательно провозгласило свою независимость только в феврале 2008 года, после девяти лет подготовки. В Крыму же не было никаких преследований и репрессий в адрес русскоязычного населения и обладателей двойного российско-украинского гражданства. А весь процесс завершился за месяц.
«Разграничительные силы для защиты русскоязычного населения Украины»
Так выглядит полная цитата Саркози: «Население Украины составляет 42 миллиона человек [за вычетом населения Крыма цифра относительно точная], треть из которого приходится на носителей русского языка... То есть, речь идет о по меньшей мере десяти миллионах русскоязычных граждан, а это очень серьезно. Нужно непременно найти средства для формирования разграничительных сил, чтобы защитить русскоязычное население Украины, пока все не успокоится».
С этим заявлением все не так просто. Прежде всего, подсчет «русскоязычного» населения Украины — весьма сложная задача. Бывший президент, вероятно, опирается на данные переписи 2001 года, по которым почти 30% украинцев назвали русский язык родным. Однако на самом деле это мало что значит, потому что они могут почти не говорить по-русски в повседневной жизни, а те, кто называют родным языком украинский, нередко прекрасно владеют русским.
Украина — в высшей степени двуязычное государство. Русский язык широко распространен в ее столице Киеве, а также в крупных городских агломерациях в центре и даже ближе к западу страны. Участники теледебатов могут говорить на двух языках, и это совершенно никому не мешает. На разных языках могут говорить даже в одной семье...
Кроме того, русскоязычные в своем большинстве области юго-востока страны (Харьковская, Днепропетровская, Одесская) поддержали Украину в нынешнем конфликте. Принятое Киевом в феврале 2014 года (но так и не реализованное на практике) решение о лишении русского языка официального статуса сыграло определенную роль в волнениях в Донбассе, однако его воздействие было минимальным.
Наконец, говоря о «защите» русскоязычного населения, Саркози слово в слово повторяет риторику Кремля. 7 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил об уничтожении на Украине русских и евреев.
Украина вне НАТО и ЕС
По мнению Николя Саркози, «Украина должна сохранить позицию моста между Европой и Россией. Ей не следует вступать в Европейский Союз и НАТО». Глава СНД в этом плане частично согласен с президентом Франсуа Олландом, который неоднократно выступал против принятия Киева в Североатлантический альянс. Однако эти гарантии не показались достаточными Владимиру Путину.
Кстати говоря, стоит отметить, что на саммите НАТО в Бухаресте весной 2008 года Николя Саркози и ряд друг глав государств и правительств говорили, что Украина и Грузия «однажды» вступят в альянс. Что касается Европейского Союза, такая перспектива у Киева есть, но пока что она весьма далека. На данный момент Украина лишь подписала с ЕС соглашение об ассоциации и свободной торговле. Однако такое стратегическое решение и нежелание вступать в Евразийский союз отчасти объясняют ярость Кремля и его неуступчивость на переговорах.