В Минске достигнута договоренность о прекращении огня между Украиной и Россией при участии гарантов — Германии и Франции. Вместе с тем, боевые действия продолжаются по нарастающей, и мало кто сомневается, что «Минск-2» — не последний этап, и наступит «Минск-3», «Минск — 4» и далее. Скорее всего, это длительная история, а не кратковременный конфликт.
В Минске Запад предпринял попытки предоставить Украине паузу для реорганизации вооруженных сил для решительного удара по вооруженным группировкам, поддерживаемым Россией. В Киеве утверждают, что Украина капитулировала, а также что Украина — победительница. В Москве ничего не говорят, там ожидают, и это вполне логично, так как никто особенно не верит в результативность Минской договоренности.
Украина активно реорганизует армию, понимая, что время работает на нее, и чем дальше продлится война, тем больше русских уедет из Украины. МВФ предоставляет Украине, которая находится в состоянии жуткого экономического спада, 40 млрд. долларов, а такие деньги не предоставляются распадающемуся государству — в связи с более-менее состоятельным расчетом, что деньги когда-нибудь будут возвращены.
Данный кредит может быть выделен в связи с тремя условиями: проведением кардинальных и последовательных реформ; мирное и стабильное положение; геополитическая необходимость.
Чем примечательна Украина, всем понятно. Такие деньги и на таких условиях могли бы спасти не только Украину, но и саму Россию, но ей это не светит.
Нынешний год стал началом нивелирования зависимости Европы от России по природному газу. Энергетическая ситуация существенно изменилась, и теперь сама Россия оказалась в зависимости от поставок собственного газа, который нужно уметь реализовать.
Конфликт на Украине привел к утрате Россией статуса великой державы, при наличии ядерного оружия. Как бы ни изощрялись российские СМИ, мало кто из российских пропагандистов, тонущих во лжи и истерике, верит в свои доводы.
Визит Меркель и Олланда в Киев и Москву, а затем в Минск представляется как выражение мнения и позиции, в чем–то отличных от позиции Вашингтона. Но это не более чем обусловленная акция, так как, в сущности, оба европейских лидера хотели бы продолжать игру в «миротворчество», а на самом деле Германия планирует обеспечить экономическую оккупацию Восточной Европы и тем самым оторвать ее от России и отгородить регион от российской экспансии и агрессии.
Олланд играет роль конферансье и может выступать только в паре с Меркель. На самом деле никаких серьезных противоречий на Западе нет, и НАТО едино как никогда. При этом, Центральная и Восточная Европа выглядят весьма сплоченно, что не всегда имело место.
Происходит игра, в которой США преодолевают внутренние интриги и пытаются совместно с Великобританией наконец-то определить место и роль России в мире. Нигде в Европе настолько явственно не видны цели и задачи государств и блоков, как в Киеве в нынешнюю зиму.
Россия доведена до предела государственного кризиса, и в Москве нарастает дискуссия относительно персоны Путина. Но в Киеве это наблюдается даже более отчетливо, чем в Москве. Путин рассматривается как враг и палач украинского народа, причем, не только украинцами, но и многими русскими.
Путин попытался опереться на ту социальную группу, которую в Германии 30-х годов называли «мелкими лавочниками», и потерпел явный провал, так как мелких лавочников можно призывать громить «хохлов» и «черн…х», но не они пойдут воевать за Родину, их ждет лавка, куда они ее денут.
«Популярность» Путина вполне обусловлена тем, что в тоталитарном государстве идеологию пытаются вылепить из мелкобуржуазных лозунгов. Только очень примитивные люди могли бы аргументировать что-либо в политике рейтингами или опросами общественного мнения. Сейчас вопрос состоит в том, каким образом объяснить русскому народу, как и почему должен уйти в отставку президент, за которого этот народ принудили голосовать и в котором он глубоко разочарован.
То, что происходит в Донбассе, вполне устраивает европейские металлургические компании, которые давно ожидали ликвидации конкурентов. Донбасс не нужен и большей части Украины, для которой этот регион совершенно чуждый и представляется только поводом для вмешательства России и неприятности в электоральных процессах.
Россия не сумела сделать главного — обнаружить и предложить пафос борьбы русского народа. Потому что не понятно, за что он должен воевать, неужели за интересы многочисленной коррумпированной бюрократии, и малочисленного олигархического и компрадорского класса?
Совершенно прав был Бжезинский, который сказал: «Сколько у вас миллиардеров? Это все — наши люди». Русский народ не настолько пассивен, чтобы не понимать, что ему приходиться умирать за интересы чуждых ему представителей крупнейшей буржуазии.
За 25 лет, имея выдающихся писателей и философов прошлого, русские так и не сконструировали свою национальную идею и ограничились евразийским проектом, который не может стать даже игрой интеллектуалов.
Обама, который хотел бы уйти с поста президента в состоянии национального героя, а не «хромой утки», как это принято обозначать, должен понимать, какую роль в этой ситуации играет новый состав Конгресса. Поэтому договоренности и политическая итерация вполне понятны — немного «продвинуть» требования Конгресса, а затем и поставить вооружения Украине.
За это выступили и крупнейшие интеллектуальные центры в Вашингтоне, и Пентагон, лидеры Пентагона — бывшие и настоящие. Отношения России с НАТО на полном нуле, и это вполне устраивает весь альянс целиком — на то и изоляция.
Никто из политических и общественных деятелей, аналитиков и журналистов Украины не допускают мысли о возможности масштабного этнического столкновения украинцев и русских. Но ранее об этом даже не говорилось, а сейчас содержание бесед изменилось.
Представители крайне националистических организаций и групп утверждают, что столкновений украинцев и русских не будет, будут уничтожать русских на Украине.
Путин поставил русских на Украине в состояние выживания, если в не более худшее положение. Еще год назад никто не мог предположить такого оборота событий. Более миллиона русских уже покинуло Украину, и возвращаться им некуда. Вскоре Россия станет страной массового беженства.
Ни у кого не вызывает сомнений, что корабли НАТО в Черном море сыграли свою роль, и русские так и не решились осуществить операцию по осуществлению десанта в Одессе и Николаеве. И этот фактор сработал весьма эффективно.
Создание оперативных штабов НАТО в странах Восточной Европе привели к новой ситуации, которая сделала положение России весьма уязвимым. Сейчас обсуждаются вопросы возможного сопротивления русской агрессии, при недопущении применения ядерного оружия.
Нельзя безнаказанно запрещать нациям свободно избирать свою внешнюю политику, а вернее, отнимать у них возможность проведения внешней политики, в современном мире. Давно пришло время форматизированной зависимости, но это может быть только в условиях системы, а антисистема предполагает только колонии и вассалов.
Как бы ни выглядели в дальнейшем границы между Украиной и Россией, совершенно ясно, что на западном направлении Россия получила мощный буфер, и ее отношения с Европой уже не могут переползти Украину. Украина станет надолго фактором геополитического блокирования России. Будет ли этот фактор больше работать на Германию или англосаксов, покажет время.
Кстати, и лидер Белоруссии понимает, что иметь откровенного противника на юге от себя невозможно, и никогда не присоединится к политике Путина в отношении Украины.
Каковы же перспективы России на Южном Кавказе при таком раскладе отношений?
Киев — самое интересное место в Восточной Европе, и быть может, будущая весна станет новой страницей в истории Европы, «украинской страницей».