9-10 февраля президент России Владимир Путин посетил Египет. Предыдущий визит состоялся при Хосни Мубараке в 2005 году. Его визит отражал улучшение двусторонних отношений. Главным итогом поездки Путина следует считать подписание меморандума о взаимопонимании относительно строительства атомной электростанции на западе Египта. Стороны также подписали торгово-экономические соглашения, отражавшие увеличение объемов двусторонней торговли. Визиту Путина предшествовал обмен визитами высокопоставленных должностных лиц. В ноябре 2013 года в Египет впервые прибыли министр обороны и министр иностранных дел России. В феврале 2014 года Москву посетил Абдул-Фатах ас-Сиси в качестве министра обороны Египта и египетский министр иностранных дел. В августе того же года ас-Сиси снова посетил Москву, уже в качестве президента.
Невыясненной во время визита Владимира Путина осталась сделка по поставкам Египту российского оружия. После визита министра обороны и главы МИД России в Египет в 2013 году появились неофициальные сообщения, в основном, с российской стороны, о заключении договора на поставку Египту оружия на сумму 3-3,5 млрд. долларов, в том числе, самолетов МиГ-29, вертолетов Ми-35 и усовершенствованных систем ПВО. Оплатить закупку вооружений для египетской армии должны были ОАЭ и Саудовская Аравия. Но до сих пор не было никаких официальных сообщений о договоре и о его выполнении. Во время визита Путина в Каир российская сторона продолжала распускать слухи о сделке, но никаких точных данных опубликовано не было.
Совпадение интересов
Серия взаимных визитов продемонстрировала совпадение интересов России и Египта. С точки зрения Египта сближение с Россией стало результатом конфликта президента ас-Сиси с администрацией президента США Бараком Обамой. Египетское руководство разгневано на Обаму за вмешательство во внутренние дела Египта в начале «Арабской войны», когда американская администрация открыто потребовала от президента Хосни Мубарака уйти в отставку. Вдобавок, египетское руководство резко критиковало США за нежелание поддержать смещение режима «Братьев-мусульман» и арест президента Мухаммада Мурси в 2013 году, когда Высший военный совет взял власть в свои руки. Окружение ас-Сиси полагало, что Обама предпочитал режим «Братьев-мусульман» как избранный демократическим путем и не понимал, что большинство египтян поддержали смещение исламистов из-за их провальной политики. Ас-Сиси был возмущен решением американской стороны заморозить поставки самолетов F-16 и вертолетов «Апачи» и отменой совместных военных учений. Египетский лидер заявил, что никогда не забудет этого.
В июне 2014 года, через год после отстранения «Братьев-мусульман» от власти и уже после избрания ас-Сиси на пост президента Египта, госсекретарь Джон Керри попытался восстановить прежние отношения с Каиром. Он посетил Египет и сказал, что в стране состоялись «выборы исторической важности», тем самым дав понять, что США признали легитимность свержения исламистов и избрания ас-Сиси. Вашингтон также объявил о возобновлении военной помощи в прежнем объеме и о размораживании поставок самолетов и вертолетов. Несмотря на это, напряженность в американо-египетских отношениях сохранилась. США продолжали критиковать египетский режим за аресты журналистов, подавление политических соперников и другие нарушения прав человека. США также сомневались в утверждении египетских властей относительно причастности «Братьев-мусульман» к террору и настаивали на диалоге с исламистами. Поэтому египетское правительство считает поддержку со стороны США ограниченной. В Каире уверены, что в Вашингтоне не понимают сути внутренних проблем Египта и не осознают всех факторов, которые определяют действия ас-Сиси, включая необходимость борьбы с исламскими экстремистами и террористами. Россия при этом выразила полное понимание действий ас-Сиси во внутренней политике и пошла навстречу Египту, постаравшись улучшить двусторонние отношения. Отсюда стремление Каира показать Вашингтону, что он не полностью зависит от США. Ради этого ас-Сиси пошел на расширение сотрудничества с Россией.
Влиятельный игрок
Интерес России в расширении сотрудничества с Египтом, включая поставку беспрецедентно крупной партии российского оружия в ближневосточную страну, обусловлен не только экономическими соображениями. Москва старается играть активную роль в регионе в рамках восстановления статуса влиятельной державы. Укрепление статуса необходимо в виду сложного положения России на международной арене, ставшего результатом конфронтации с Западом из-за украинского кризиса, ставшего одной из главных проблем мира за минувший год. Усиление влияния на Ближнем Востоке должно способствовать закреплению ее статуса в регионе и предоставить инструмент давления на Запад: перенеся противостояние на Ближний Восток, Москва надеется ослабить давление на нее на Украине. К тому же восстановление влияния в регионе должно компенсировать России потери, понесенные из-за нескольких факторов: резкого ослабления Сирии, главной опоры Москвы в регионе, двойственного поведения Ирана, который ведет прямой диалог с Западом в рамках поиска решения кризиса вокруг ядерной программы, одновременно продолжая поддерживать контакты с Россией, а также утрату партнеров из-за «Арабской весны». Поэтому возобновление добрых отношений с Египтом Россия считает важным стратегическим достижением.
В рамках нового закрепления на Ближнем Востоке и усиления своего влияния в этом регионе Россия сохраняет тесные отношения с Сирией, Ираном и Ираком, развивает сотрудничество с Египтом, а также рассчитывает улучшить контакты с большинством суннитских государств: Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива, Иорданией, Ливаном и странами Северной Африки. В декабре 2014 года после периода охлаждения отношений с Турцией президент Путин побывал в Анкаре, а в январе 2015 года министр обороны Сергей Шойгу посетил Иран. Россия пытается организовать в Москве конференцию по примирению участников гражданской войны в Сирии. Следует отметить, что Путин планировал из Каира отправиться в Израиль и Палестинскую автономию, но отложил визит на период после израильских выборов.
Зависит от Египта
На Ближнем Востоке России предстоит маневрировать между враждующими суннитами и шиитами, учитывая при этом кампанию, которую ведет коалиция под руководством США против террористической организации «Исламское государство». Москва до сих пор не заняла внятной позицию в отношении ИГИЛ, хотя исламские экстремисты угрожают и России. Поэтому сближение с таким важным региональным игроком, как Египет, поможет российскому руководству добиваться своих целей на Ближнем Востоке и на международной арене.
Степень развития двусторонних отношений в настоящее время зависит в основном от Египта. Россия крайне заинтересована в восстановлении военного сотрудничества, замороженного с 1974 года. Но шансы на возобновление союза в том объеме, который существовал в советские времена, когда Египет еще не повернулся в сторону Запада, по-прежнему невелики. Скорее всего, египетское руководство постарается сохранить стратегические отношения с США: с 1980-х годов Египет зависит от американского оружия и от военной помощи Вашингтона, и Каир не заинтересован в разрушении этих связей. К тому же, несмотря на ряд успехов в регионе, статус России на Ближнем Востоке и на глобальной арене далек от статуса Запада. На данном этапе Египет предпочитает расширять экономическое, торговое и техническое сотрудничество с Россией, в том числе, в области атомной энергетики. Даже если закупка российского оружия состоится, Египет купит ограниченную партию, чтобы не провоцировать США на жесткие ответные меры.