Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем нам гуманитарные науки?

© Fotolia / shefkate Раскрытая книга
Раскрытая книга
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему гуманитарные науки переживают кризис легитимности? Что все это значит для высшего образования? И почему это важно? Мы спросили об этом четырех бывших президентов университетов — Клемсонского, Флоридского, Висконсинского и Виргинского политехнического института, предложив им высказаться и дать свои прогнозы по данному вопросу.

Примечание редактора: Введите в строку поиска слова «гуманитарные науки», и сразу выскочит фраза «гуманитарные науки подвергаются нападкам». Большинство студентов сегодня выбирают профессии из сферы бизнеса, точных наук и технологий. Похоже, что неоспоримым лидером здесь являются технологии, которые дают надежду на решение любых проблем.

Что все это значит для высшего образования? Почему гуманитарные науки переживают кризис легитимности? И почему это важно?

Мы спросили об этом четырех бывших президентов университетов — Клемсонского (Clemson University), Флоридского (University of Florida), Висконсинского (University of Wisconsin) и Виргинского политехнического института (Virginia Tech), предложив им высказаться и дать свои прогнозы по данному вопросу.

Берни Махен (Bernie Machen), Флоридский университет

Критическое мышление, понимание искусства и человеческой природы, а также представление о нашем месте в обществе и в мире природы — это важнейшие характеристики образованного человека.

Исторически гуманитарные науки и общеобразовательные предметы способствовали развитию такой личности. Однако то, что происходит сегодня в университетах, вызывает вполне реальные опасения.

Как отмечает Американская академия наук и искусств, снижение числа студентов, выбирающих в качестве специализации гуманитарные науки, имеет как минимум три причины.

Причина первая. Научное сообщество, и особенно государственные высшие учебные заведения, снимают с себя ответственность за управление работой по составлению учебных планов и программ. За последние 30 лет профессиональные дисциплины, такие как бизнес и инженерное дело, уничтожили ряд ключевых учебных планов и приспособили курсы обучения к конкретным потребностям.

Причина вторая. Администраторы и даже законодатели штатов подчеркивают, что общеобразовательную подготовку (традиционные гуманитарные дисциплины, составляющие «основу», такие как английский язык и история) можно ограничить рамками средней школы и средних учебных заведений. В таком случае, высшее образование должно быть нацелено на подготовку к работе.

Причина третья. Гуманитарные и общественные науки делают явно недостаточно для стимулирования интереса к изучаемым в их рамках дисциплинам.

Нам во Флоридском университете пришлось добиваться принятия закона на уровне штата, чтобы вернуть в учебную программу гуманитарные науки. Теперь все студенты обязаны пройти 12-часовой курс и сдать зачет.

Сегодня каждый первокурсник нашего университета должен пройти курс обучения под названием «Что такое добропорядочная жизнь». Программа начинается со следующего высказывания: «Этот вопрос становится особенно актуальным, когда вы все больше и больше участвуете в принятии решений, которые будут определять ваше будущее и будущее других людей. Чтобы делать разумный, нравственный и обоснованный выбор в жизни, полезно задуматься над тем, каким образом человек может жить как индивидуум и как член местного и глобального сообщества».

Что-то случилось с признанием того факта, что в университетском образовании есть как минимум три цели: помочь человеку понять, кто он такой, что его волнует и что мотивирует; помочь ему понять свое место в большом мире; а также подготовить его к будущей работе.

Джим Баркер (Jim Barker), Клемсонский университет

Анализ Берни Махена попадает в самую точку. Базовая учебная программа в государственных университетах сокращена, а общеобразовательные предметы все больше преподают в общественных колледжах. В противовес этой тенденции Клемсонский университет (подобно Флоридскому университету и прочим вузам) разработал новые программы. В нашем случае это междисциплинарные исследовательские программы для студентов, реализуемые в рамках инициативы «Творческий поиск».

iPhone 5


Задумайтесь вот о чем. Рыночная стоимость Apple Inc достигла сегодня 770 миллиардов долларов. Это самая дорогая в мире компания, которая стоит больше, чем Exxon и Berkshire Hathaway вместе взятые.

Но во время презентации своего iPad в 2010 году основатель компании Стив Джобс сам заявил следующее: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно. Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».

Исходя из своего опыта, могу сказать, что руководители бизнеса и работодатели признают ценность такого слияния, и ищут его в наших выпускниках. Чтобы преуспевать в обществе, где у них может быть до шести различных карьер, выпускники ВУЗов со специализацией в бизнесе, естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, должны быть также людьми любознательными и творческими, должны критически мыслить и уметь общаться.

В этом плане я могу привести пример выпускника архитектурного факультета Клемсонского университета Карла Собочински (Carl Sobocinski), чья работа по реконструкции исторических зданий и по превращению их в рестораны вызвала возрождение города Гринвилла в Южной Каролине и дала Собочински карьеру «серийного предпринимателя» в сфере услуг.

Чарльз Стигер (Charles Steger), Виргинский политехнический институт

В мире полно сложных и часто трудноразрешимых проблем. И, к сожалению, зачастую частичная оптимизация — это самый лучший выход из положения.

Решение проблем и эффективное применение таких решений требует задействования самых разных аспектов человеческого интеллекта. Это может быть и дедуктивное рассуждение, и субстантивное эстетическое суждение.

Возьмем в качестве примера проект в жилищном строительстве. Чтобы построить само здание, надо рассчитать метраж на семью, сделать расчет прочности конструкций, выполнить требования противопожарной безопасности и так далее. Все это известно и поддается расчетам. Здесь идеальным инструментом является логическое дедуктивное рассуждение.

Но есть и психологические, социологические, экономические и экологические составляющие с сотнями переменных величин. Многие из них не поддаются количественной характеристике, и тем не менее, для обеспечения успеха проекта их необходимо учитывать. И здесь дедуктивные рассуждения необходимо дополнять эстетическими суждениями и интуицией на базе знаний. Эстетические суждения, в свою очередь, основаны на способности узнавать сложные закономерности ассоциаций и ключевых структурных переменных, которые меняются от задачи к задаче.

Как формируются и развиваются эти дополнительные способности логически мыслить? Через опыт. Способность узнавать сложные закономерности со множеством переменных величин большой степени неопределенности развивается не на лекциях, а на основе приобретаемых опытных знаний и получаемого опыта. А это развивает интуицию.

Если не объединить исследования в сфере гуманитарных наук и общеобразовательных дисциплин, а также в естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, то будущее поколение студентов лишится возможности критически мыслить, лишится той среды, которая необходима для преодоления вызовов, могущих возникнуть в будущем.

Кевин Рейли (Kevin Reilly), Висконсинский университет

Джордж Бернард Шоу считал все профессии заговором против непрофессионалов.

Преподаватели гуманитарных дисциплин это жуткие заговорщики. Их специальный жаргон (типа «герменевтики») получил широкое распространение. А разговоры о «гносеологии пост-структуралистской переопределенности» не очень-то располагают студентов к литературе.

По иронии судьбы этот «инсайдерский обмен» происходит в период, когда западный канон получает распространение и соединяет поп-культуру в таких областях как кино, телевидение, музыка и новые социальные медиа. Следующий курс получит название «Джеймс Джойс и зомби в ирландской кинематографии».

Совершенно очевидное отсутствие соединительной ткани трех элементов образования — основной предмет специализации, общее образование и факультативные программы — вызывает все большую обеспокоенность по поводу отсутствия представления о том, что образованный американец 21-го века должен знать и уметь.

Но мы это знаем. Работодатели постоянно подают сигналы о том, чего они ищут в своих сотрудниках из числа выпускников колледжей: это умение ясно писать, убедительно говорить, эффективно анализировать информацию, работать в составе разных групп, а также понимать конкурентную среду глобальных знаний.

Все эти характеристики формируются и проверяются в целенаправленном гуманитарном и общем образовании. Именно этих способностей ждет от своих сотрудников работодатель. И что крайне важно, этих способностей американская демократия ждет от своих граждан. Дело в том, что в сегодняшнем нагромождении окружающей нас информации и дезинформации гражданин, не обладающий теми мыслительными способностями, которые дают нам гуманитарные науки, имеет все шансы лишиться своей гражданственности.

Нет сомнений в острой необходимости пересмотреть и перестроить базовые программы общего и гуманитарного образования, помогающие формировать интеллектуально активного, информированного и энергичного гражданина и лидера. Хорошая новость состоит в том, что общество именно этого хочет от колледжей и университетов.The Conversation