Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Осторожно: российские хакеры

Интервью c Ромуальдом Шереметьевым — профессором Католического университета Люблина и Академии национальной обороны, бывшим заместителем министра обороны Польши.

© Fotolia / Tomasz ZajdaКомпьютерная безопасность
Компьютерная безопасность
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мир до сих пор не осознает, что война разворачивается не только на поле битвы, но и в СМИ, в экономической сфере, а также в новом — цифровом пространстве. У россиян есть специальные организации, которые занимаются такого рода деятельностью. Через интернет-пространство они распространяют (и очень эффективно) разного рода мнения и суждения, которые служат подкреплению российской позиции.

Nasz Dziennik: Газета Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, ссылаясь на неофициальную информацию НАТО, сообщила, что Россия серьезным образом нарушает соглашение о прекращении огня на востоке Украины и стягивает на территорию этой страны войска и вооружения, поддерживая сепаратистов.

Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew):
Пока Россия не начнет серьезных военных действий и будет только, как сейчас, нарушать Минские соглашения от 12 февраля, все сторонники переговоров с Россией останутся на позиции, что это соглашение продолжает действовать.

— А как считаете вы?

— На мой взгляд, это соглашение не имеет смысла, впрочем, оно не имело смысла изначально, когда представители Франции и Германии начали с Россией переговоры по Украине. Совершенно очевидно, что Россия использует такого рода соглашения и введенное на их основе перемирие, как время, которое позволяет произвести перегруппировку сил и подготовить новую, еще более успешную акцию для реализации поставленной цели. И, пожалуй, никто не сомневается, что эта цель — подчинение Украины.

— Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) призвал НАТО увеличить военное присутствие Альянса в своей стране. Это ответ на военную риторику Кремля?


— Я полагаю, что Эстония осознает возрастающую со стороны России угрозу, которая становится все реальнее. Москва стремится сохранить влияние в странах Балтии, кроме того, она чаще всего непредсказуема в своих действиях. Страны Балтии, которые сравнительно недавно были советскими республиками, все еще помнят, как выглядит жизнь при советской оккупации. Одновременно эти страны не забыли, в каких обстоятельствах в 1939 и 1940 годах они утратили свою независимость, отдав ее России. Поэтому возникшая сейчас угроза очевидна, и поэтому эти страны приложат все усилия, чтобы не дать истории повториться.

— Позиция Эстонии — хороший предлог, чтобы упомянуть об американском присутствии в Польше. Нерегулярные совместные учения — не слишком ли мало?


— Действительно, совместные учения — это важно, но маловато для эффективного устрашения противника с Востока. Польская сторона, как я полагаю, стремится к тому, чтобы присутствующие в нашей стране американские войска были более многочисленными. Я думаю, такие действия предпринимаются. Если этого же начнет требовать общественность, это очень поможет делу. Более существенное присутствие американских войск в Польше абсолютно необходимо.

— Литва не исключает возможности возвращения к военному призыву. Следует ли нам тоже рассмотреть такой шаг?

— Я уже давно подчеркиваю, что отказ от обязательного воинского призыва в польскую армию был большим несчастьем и непростительной ошибкой. Это решение имело политический характер: так хотели приобрести голоса тех, кто не хотел идти в армию. Но это были близорукие действия, которые свидетельствовали о безответственности и некомпетентности тех, кто их санкционировал. Сейчас отыграть ситуацию назад или исправить совершенные ошибки будет очень сложно. Обязанность защищать Родину прописана в конституции и распространяется на всех граждан Польши. Но появляется вопрос, как может гражданин выполнить эту обязанность, если он не имеет ни малейшего понятия, что делать с оружием, даже если ему дадут его в руки. Поэтому призыв нужен. Разумеется, появляется следующий вопрос: в какие войска и зачем? Срочная служба с целью научиться управлять танком или, например, самолетом не имеет смысла: для таких задач есть профессиональные военные. Но если бы призыв был нацелен на непродолжительную военную подготовку, которая проходит преимущественно по месту проживания и готовит гражданина к тому, чтобы в случае необходимости он мог воспользоваться оружием, был стрелком, солдатом, который сможет функционировать в рамках территориальной обороны, это, конечно, было бы очень полезно. В таком смысле возвращение к призыву на военную службу, и как можно скорее, крайне необходимо.

— Как вы оценивает заявление Министерства обороны по поводу увеличения численности и перевооружения частей на востоке страны, а также работ над концепцией использования для их подкрепления Национальных сил резерва?


— Я могу сказать только то, что лучше поздно, чем никогда. Вспомним: еще не так давно считалось, что никакой военной угрозы, особенно в Европе, не существует. Поэтому польские власти решили, что нашей стране не нужно создавать армию, которая будет охранять границу. Ошибочно считалось, что безопасность обеспечит нам членство НАТО, и достаточно выполнять свои обязательства в рамках Альянса. В связи с этим призыв, обучение резервистов и особенно формирования территориальной обороны казались ненужными. Суровая реальность скорректировала этот ошибочный подход. И сейчас мы видим проблемы и метания ответственных за безопасность Польши людей, которые пытаются исправить последствия своих упущений.

— О чем говорят все более агрессивные провокации России, как, например, недавний инцидент над Балтийским морем, когда российский истребитель Су-27 при попытке перехвата едва не столкнулся с американским самолетом-разведчиком?

— Россия ведет ту политику, которая способствует достижению намеченных в Кремле целей. Поэтому неудивительно, что мы сталкиваемся с такого рода действиями, которые со временем и по мере развития событий будут лишь активизироваться.

— Российские хакеры проникли в компьютерную сеть Белого дома и Государственного департамента США.


— Мир до сих пор не осознает, что война разворачивается не только на поле битвы, но также в СМИ, в экономической сфере, а также в новом — цифровом пространстве. У россиян есть специальные организации, которые занимаются такого рода деятельностью. Через интернет-пространство они распространяют (и очень эффективно) разного рода мнения и суждения, которые служат подкреплению российской позиции. Все это централизованно управляется из Кремля. Есть даже люди, так называемые тролли, которым платят за распространение прокремлевских мнений и комментариев на интернет-форумах. Мы же блуждаем, как дети в тумане, и часто воспринимаем такие высказывания, как настоящую позицию людей с другими убеждениями. Мы даже пытаемся искать точки соприкосновения, какой-то баланс мнений. Однако это не что иное, как открытая пропаганда, ведущаяся одной из важнейших российских армий, которая призвана ослабить наше чувство сопротивления. Если мы к этому соответствующим образом не готовы, мы поддаемся такой игре. Все это призвано усыпить нашу бдительность, лишить чувствительности, чтобы, когда Россия пойдет в атаку, мы не были к этому готовы. В этом цифровом пространстве разворачиваются также действия хакеров. Достаточно вспоминать хакерскую атаку (ведшуюся якобы неизвестно откуда) на Латвию. Во время российско-грузинской войны мы наблюдали блокирование важнейших правительственных (включая президентский) и коммерческих сайтов Грузии. Это примеры хакерских действий России, из которых, к сожалению, не было сделано никаких выводов и, что за этим следует, это никак не было оформлено в международной сфере. Говоря о войне, мы представляем себе бомбардировку или стрельбу, но война идет также в цифровом, то есть чрезвычайно важном пространстве, вокруг которого или в опоре на которое строится функционирование современного мира. Раз этот сектор так важен, неудивительно, что он становится предметом интереса иностранных государств. Блокирование этой сферы дает противнику огромное преимущество. Пришло время, чтобы этой областью заинтересовалось руководство нашего государства. А пока все происходит, как в китайской опере, где хор несколько актов подряд поет «бежим, бежим», но все продолжают стоять на месте.

— Должны ли «Ночные волки», байкерская банда Путина, которая собирается в конце апреля отправиться в Берлин, получить разрешение на проезд по Польше?

— Я надеюсь, что отвечающие за эту сферу службы проанализируют, с какой «компанией» мы имеем дело, с какой целью она собирается оказаться в Польше, и соответствующим образом отреагируют. Из информации, которую мы слышим, следует, что эта группа на уровне идей и даже действий тесно связана с тем, что делает Путин. Я полагаю, что не существует подходящей формулы, в рамках которой мы могли бы принимать у себя в стране объединение, поддерживающее политику, полностью противоречащую политике польского государства. Не исключены также провокации со стороны этой организации, так что лучше избежать ненужных инцидентов и сомнительных с точки зрения интересов Польши ситуаций.

— Благодарю за беседу.