Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Господин президент, будьте храбрым, как Ким Кардашьян и Папа римский, и признайте геноцид армян

Спустя век после убийства более чем миллиона армян османами, Обаме пора назвать геноцид геноцидом.

© РИА Новости Асатур Есаянц / Перейти в фотобанкАмериканская модель, актриса Ким Кардашьян во время памятных мероприятий в Ереване
Американская модель, актриса Ким Кардашьян во время памятных мероприятий в Ереване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я надеюсь, что президент Обама воспользуется случаем, наконец, выполнить свое предвыборное обещание 2008 года, и последует примеру Ким Кардашьян и Папы римского. Ведь уже семь лет он жертвует справедливостью ради политических соображений и не употребляет слово «геноцид», чтобы не раздражать Турцию — неблагодарного военного союзника Америки.

«Итак, новости на выходных были посвящены в основном Ким Кардашьян (Kim Kardashian) и Папе римскому».

Это звучит как шутка ведущего ночного ток-шоу.

Однако шутить тут не о чем. То, что сделали Карадшьян и папа Франциск, я, как американец армянского происхождения и потомок выживших жертв геноцида, считаю крайне важным и даже эпохальным. На прошлой неделе Кардашьян, — вероятно, самая знаменитая американская армянка, — вместе с мужем Канье Уэстом (Kanye West) и дочерью Норт посетила мемориал геноцида в Ереване, столице Армении, после чего Канье дал в воскресенье вечером бесплатный концерт на Лебедином озере в центре города. На этой неделе на службе в соборе святого Петра папа Франциск назвал целенаправленное уничтожение Османской Империей примерно 1,5 миллион армян «геноцидом», добавив, что «скрывать и отрицать зло — все равно, что отказаться перевязывать кровоточащую рану».

Я надеюсь, что президент Обама воспользуется случаем, наконец, выполнить свое предвыборное обещание 2008 года, и последует их примеру. Ведь уже семь лет он жертвует справедливостью ради политических соображений и не употребляет слово «геноцид», чтобы не раздражать Турцию — неблагодарного военного союзника Америки.

Для большей части мира геноцид армян — это, говоря словами героя одного из моих романов, резня, о которой никто ничего не знает. Но мы, армяне, каждый год 24 апреля — в День памяти жертв Геноцида — вспоминаем о преступлении, которое мало кто признает, а многие откровенно отрицают. 24 апреля 1915 года османские власти арестовали почти всю армянскую интеллигенцию Константинополя — специалистов, редакторов, религиозных лидеров. Почти все эти люди были казнены. За время Первой мировой войны Османская Империя расправилась с тремя четвертями своих армянских подданных. Большинство живущих сейчас армян — потомки немногочисленных выживших.

Уже сто лет турецкие власти отрицают преступления империи и фальсифицируют историю, невзирая на то, что Международная ассоциация исследователей геноцида однозначно признает расправу с армянами геноцидом. В феврале турецкий парламентарий курдского происхождения Ахмет Тюрк (Ahmet Turk) признал причастность своих предков-курдов к резне и извинился перед армянами за «кровь на их руках». Даже первое послевоенное правительство Турции осудило в 1919 году трех организаторов геноцида за их преступления против армян и заочно приговорило их к смерти. Лишь после того, как в 1924 году к власти пришло новое правительство во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком (Mustafa Kemal Atatürk), Турция принялась переписывать историю.

Получилось у нее это отчасти потому, что многие западные страны во время холодной войны рассматривали Турцию как барьер на пути советской экспансии, а позднее — как умеренного союзника на Ближнем Востоке. Соединенные Штаты, безусловно, тоже потворствовали Анкаре. Более того Вашингтон так опасался ее реакции, что до сих пор не принял резолюции, осуждающей геноцид армян. Во время своей избирательной кампании 2008 года кандидат в президенты Барак Обама заявил: «Америка заслуживает лидера, который скажет правду о геноциде армян и будет противодействовать любым попыткам геноцида. Я хочу быть именно таким президентом». Будучи сенатором, Обама поддерживал резолюцию по геноциду армян. Однако став президентом, он уже шесть лет каждое 24 апреля подбирает эвфемизмы, чтобы не произнести слово «геноцид» и не обидеть Турцию.

Впрочем, это ему не помогло. Турция, член НАТО, не разрешает Америке наносить удары по ИГИЛ с авиабазы «Инджирлик». Именно через Турцию ИГИЛ поставляет нефть на черный рынок. Турция служит перевалочным пунктом для поставок оружия филиалам «Аль-Каиды» и становится новой опорой для движения ХАМАС. На своей территории Турция так закрутила гайки для журналистов, что «Репортеры без границ» поместили ее на 149-е место в «Индексе свободы прессы» — ниже Мьянмы и чуть выше России.

Лидеры Турции не любят, когда кто-то обсуждает преступления Османской Империи. Вскоре после выступления папы Франциска Турция отозвала своего посла из Ватикана, а ее министр иностранных дел в ярости сказал, что «заявление папы неприемлемо, не соответствует исторической правде и юридически не верно». Точно так же турки реагируют и на деятельность армянских активистов, помнящих, что наших предков убили и у нас отобрали нашу родину. Сейчас, спустя век после начала геноцида, нам не следует больше потворствовать попыткам Турции замалчивать массовые убийства. Обычно 24 апреля не замечают за пределами армянских общин. В этом году все будет иначе. Мир обратил внимание на столетнюю годовщину мрачной даты, и вдобавок Турция показала себя ненадежным союзником.

В год, когда справедливости для жертв преступления потребовали и самый известный из глав христианских церквей, и вездесущая Ким, лицо империи Кардашьянов, миру — и нашей стране, в частности, — пора признать былые зверства, оплакать их и осудить.

Я надеюсь, что президент подтвердит свою репутацию человека с надежным моральным компасом, высказав то, о чем было принято молчать, проявив такую же смелость, какую продемонстрировал папа, и назвав нашу трагедию тем, чем она была — то есть геноцидом.