Несмотря на неопределенность ситуации в отношении греческого долга, который в худшем случае может оказаться невозвращенным и обернуться пагубными последствиями для других стран, крупнейшие экономики Европы начинают демонстрировать положительные результаты, ускорение роста и более интенсивное создание новых рабочих мест.
В первом квартале 2015 года ВВП еврозоны вырос на 1,6% (в годовом исчислении). Примечательно, что Франция (2,4%), Испания (3,6%) и Италия (1,2%), в недавнем времени находившиеся в рецессии, вышли из кризиса не хуже, чем мощная Германия (1,2%).
Разумеется, это медленный, но последовательный рост, который в этом году может достичь примерно 2% (в 2014 году экономический подъем составил только 0,8%).
Факторы, которые, возможно, носят временный характер, тем не менее благоприятствовали восстановлению. 40-процентное снижение цен на нефть, например, сбило инфляцию (до нуля за 12-месячный период, завершившийся в апреле) и способствовало увеличению доходов, находящихся в распоряжении у потребителей, а также упрочению розничных продаж.
Повышенный риск дефляции, с которой увеличивается реальная стоимость долга по отношению к другим товарам и услугам, помог Европейскому центральному банку принять решение о том, чтобы пустить в обращение больше денежных средств.
В январе ЕЦБ объявил о покупке ценных бумаг на сумму в один триллион евро до сентября 2016 года. Таким образом, был дан толчок девальвации евро — более дешевая валюта повышает конкурентоспособность и экспорт.
Между тем, сила некоторых из этих раздражителей начинает постепенно ослабевать. В последние недели цена на нефть поднялась, а импульс девальвации евро стал частично сдавать свои позиции. Кроме того, остаются неразрешенными проблемы с Грецией, последствия которых не исключают разрыва с единой валютой.
Власти Евросоюза утверждают, что финансовое потрясение в случае выхода Греции из зоны евро вполне контролируемо. Тем не менее, утрата доверия может подорвать недавний экономический подъем. Кроме того, за всю историю проекта европейской валюты это станет прецедентом: если страна, переживающая трудности, выходит из еврозоны, остальные, естественно, могут поступить так же в случае очередного кризиса.
Кажется, Европе удалось преодолеть худшие из посткризисных моментов и присоединиться к Соединенным Штатам в консолидации темпов более усиленного роста.
Однако еще требуется решить греческое уравнение и ускорить создание рабочих мест в периферийных странах в целях укрепления законности евро и контроля над сепаратистскими тенденциями, которые так настойчиво вскармливают радикальные политические объединения.