Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польские писатели симпатизируют Израилю

Посещение музея истории польских евреев, открывшегося в Варшаве несколько месяцев назад, показывает, сколько симпатии к Израилю кроется в кругах интеллектуалов разных стран.

© AP Photo / Czarek SokolowskiПрезидент Польши Бронислав Коморовский и президент Израиля Реувен Ривлин на церемонии открытия музея истории польских евреев в Варшаве
Президент Польши Бронислав Коморовский и президент Израиля Реувен Ривлин на церемонии открытия музея истории польских евреев в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На встречах с польскими писателями мы буквально купались в симпатии. На встрече в Доме писателя в Варшаве было 120 писателей и поэтов, и они задавали умные и интересные вопросы об идише, о литературе на иврите, о связях с американской еврейской литературой. «Без евреев не было бы польской литературы», — сказал Яцек Москва, один из руководителей объединения писателей Польши.

В районе, где когда-то жили евреи в Варшаве, и где нацисты создали гетто, шесть месяцев назад открылся новый музей, посвященный истории Польши. Экспозиции рассказывают о тысяче лет, в течение которых евреи жили в этой стране. После открытия музея его посетили уже 200 тысяч человек. Никто не ожидал, что посетителей будет так много. Я побывал в музее на прошлой неделе и следил, в том числе, за молодыми посетителями.

С сосредоточенными лицами они внимательно изучают каждый экспонат и касаются их, так как это интерактивный музей с компьютеризированными экспозициями. Многочисленная разнообразная информация о жизни евреев в диаспоре переполняет умы и сердца посетителей.

Я провел в Польше четыре дня, участвовал на встрече представителей объединений ивритоязычных и польских писателей. Обсуждалась, в том числе, инициатива об учреждении премии имени Бруно Шульца, которую ежегодно будут вручать Израиль и Польша. Предложение поддержал директор музея Дариуш Стола (Dariusz Stola).

«Количество посетителей музея меня очень удивило. Люди приходили еще до того, как мы закончили строительство», — рассказал он. Я удивился — как можно посетить музей, если он еще не построен. Стола пояснил, что во время строительства здания был установлен шатер, и на мероприятия и выставки в этом шатре пришли в целом 400 тысяч человек.

«Я хочу подчеркнуть, что наш музей посвящен не Холокосту. В музее Холокоста евреи появляются, только чтобы погибнуть. И есть мнение, что вся еврейская история вела к этому, демонстрировала, что евреям уготована именно такая судьба. Мы не согласны с этим, мы считаем Холокост неожиданным, и наш музей посвящен тысячелетию совместной жизни евреев и поляков в Польше. Холокосту уделена одна из восьми частей музея. Не первая и не последняя», — сказал он.

Музей также подчеркивает, что история готовила возвращение евреев в Израиль. В разделе, описывающем жизнь еврейской общины в Польше после Холокоста, приведено высказывание юноши из молодежного движения, который говорит, что евреи не намерены строить свою жизнь в изгнании, и первое поколение после Холокоста будет первопроходцем в Израиле.

На всех встречах с польскими писателями шла речь о жизни вместе и об Израиле. Мы буквально купались в симпатии. На встрече в Доме писателя в Варшаве было 120 писателей и поэтов, и они задавали умные и интересные вопросы об идише, о литературе на иврите, о связях с американской еврейской литературой.

«Без евреев не было бы польской литературы», — сказал Яцек Москва (Jacek Moskwa), один из руководителей объединения писателей Польши. В Доме писателя в Кракове царила такая же атмосфера. Из этого относительно небольшого объединения писателей вышли два лауреата Нобелевской премии: Чеслав Милош (Czesław Miłosz) и Вислава Шимборская (Wisława Szymborska). Ныне объединением руководит относительно молодой поэт Михал Заблоцки (Michał Zabłocki). Один из его проектов — каждый день проецировать на стенах Кракова стихотворения. Мы предложили включить и стихи на иврите, и он поддержал идею, отметив, что в каждом поляке есть что-нибудь еврейское.

Развивать отношения между писательскими объединениями — правильный шаг. Когда мусульманский Азербайджан на Евровидении принес Израилю семь баллов, я не удивился. Еще во время посещения нашей страны азербайджанскими писателями четыре года назад (а до этого в Баку побывала израильская делегация) я понял, как много симпатии к Израилю есть в кругах интеллектуалов в разных странах.