Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейское отрицание России

© Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкЗенитные ракетные комплексы С-400 "Триумф" во время Парада Победы
Зенитные ракетные комплексы С-400 Триумф во время Парада Победы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие считают, что это противоречит здравому смыслу, но опасность возникновения войны в Европе сегодня велика как никогда после окончания холодной войны. Кроме того, лидеры крупнейших европейских держав особо не отрицают политические цели Путина, состоящие в возрождении российской сферы влияния, и не спорят о том, насколько быстро война на Украине может перерасти в более крупный конфликт.

Многие считают, что это противоречит здравому смыслу, но опасность возникновения войны в Европе сегодня велика как никогда после окончания холодной войны. Кроме того, лидеры крупнейших европейских держав особо не отрицают политические цели Путина, состоящие в возрождении российской сферы влияния, и не спорят о том, насколько быстро война на Украине может перерасти в более крупный конфликт на северо-восточном фланге континента.

Несмотря на жесткие высказывания и неоднократные предостережения в адрес Путина со стороны руководства Североатлантического альянса, большинства европейских столиц и Вашингтона о том, что случится, если он попытается создать проблемы за пределами натовской красной линии, общий уровень боеготовности в Европе и ее способности реагировать на быстро разрастающийся кризис остается недостаточным. После многолетних сокращений военных бюджетов европейские союзники сегодня оказались в такой ситуации, когда их совокупный военный потенциал в НАТО с трудом дотягивает до 25%, а многие страны не в состоянии воевать за пределами своих национальных территорий, хотя это непременное условие коллективного ответа альянса в непредвиденной ситуации.

Невозможно отрицать, что общая военная слабость Европы сыграла свою роль в расчетах России, причем не только во время аннексии Крыма и эскалации напряженности на Донбассе, но и раньше — в ходе войны 2008 года против Грузии. Это был первый прямой вызов Путина нормативному порядку безопасности, хотя и не в самой Европе. Попросту говоря, слабость вызывает усиление агрессивности.

Путин весьма успешно продвигается вперед в реализации своего проекта по восстановлению сферы российских привилегированных интересов в Восточной Европе. В значительной мере это объясняется тем, что реакция Запада слаба и противоречива. Соединенные Штаты отвлечены событиями на разваливающемся на части Ближнем Востоке и заняты нарастающим геостратегическим соперничеством с Китаем. В этих условиях противодействие российской агрессии на Украине стало европейским, а точнее, немецким проектом, в котором США предлагают свою поддержку. Лишь недавно Соединенные Штаты начали переходить от военных учений к практическим делам, предлагая перебросить военную технику в Польшу и страны Прибалтики.

В основном высокопарная риторика с осуждением российской агрессии сопровождается полумерами в виде экономических санкций и четверть-мерами в том, что касается военного ответа. Так называемые «заверения» союзников по НАТО на северо-восточном фланге выражаются в проведении небольших военных учений, в демонстративном проезде американских войск и техники через регион назад в Германию, а также в принятом недавно решении разместить на передовых рубежах танки, технику и оснащение для 5 000 военнослужащих.

Пока Запад разоружается

Поскольку Берлин с самого начала объявил, что военного решения украинской проблемы не существует, Киев оказался в стратегическом отношении на ничейной земле, где со временем совокупность экономических и военных факторов вызовет крах государства и дальнейшее расчленение страны. Но если Украина не получит значительную военную помощь для оснащения своей армии, Россия сможет не спеша продумывать свои следующие шаги, будь то новое наступление на Украине или разжигание межэтнических противоречий в Прибалтике. При этом она будет на свое усмотрение решать, сохранять ли полузамороженные конфликты без изменений или усиливать их. Если произойдет второе, такие поползновения на натовские территории станут испытанием альянса на прочность и надежность, причем произойдет это в момент, когда единодушие и солидарность союзников вызывают сомнения.

Риск войны в Европе усиливается параллельно прогрессирующей демилитаризации континента, как по количеству войск и техники, так и в глазах общественности. Военные расходы в Европе в среднем уменьшились до 1,5% и продолжают сокращаться. Вклад Европы в военный потенциал НАТО, который дксять лет назад был равен примерно половине по численности войск, сегодня составляет менее 25% и продолжает уменьшаться. Некоторые страны Европы, включая ряд самых крупных, существенно сократили свои бронетанковые силы, и теперь вряд ли готовы выставить группировку численностью больше нескольких тысяч человек. Ситуация выглядит еще печальнее, когда речь заходит о современной технике и вооружениях, а также о тыловом и транспортном обеспечении. Сегодня Соединенные Штаты обеспечивают 70 процентов всех оборонных расходов НАТО.

Процесс демилитаризации Европы за последнее десятилетие совпал с амбициозной военной модернизацией российских вооруженных сил на сумму 700 миллиардов долларов, которая рассчитана на десять лет. В рамках этой программы планируется принять на вооружение танки, самолеты и ракеты нового поколения, а также модернизировать ядерные силы. Хотя расходы России несопоставимы с военным бюджетом США, они демонстрируют важные изменения в контексте регионального баланса сил в Скандинавии, Прибалтике и Центральной Европе.

Россия также обладает явным преимуществом, состоящим в том, что ее программы уже находятся на этапе осуществления, в то время как скандинавы, прибалты и поляки сегодня спешно пытаются закрыть бреши в противовоздушной и противоракетной обороне, в противотанковых вооружениях, и одновременно смотрят на Соединенные Штаты, ожидая от них гарантий безопасности и каких-то сдерживающих действий против России.

Несмотря на похвальные усилия поляков и прибалтов (Польша и Эстония наряду с США сегодня входят в пятерку стран, выполняющих требование последнего саммита НАТО о выделении на оборонные нужды двух процентов ВВП), их усилия по военной модернизации не могут компенсировать общую тенденцию сокращения военных расходов по всей Европе и в НАТО. По оценке генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга, в этом году расходы сократятся снова — до 892 миллиардов долларов по сравнению с показателем 2014 года в 942 миллиарда.

Самая большая опасность эскалации военной угрозы отмечается в прибалтийских странах, которые по-прежнему в основном беззащитны в случае начала масштабного конфликта с Россией. Им будет трудно справиться даже со сценарием гибридной войны, в рамках которого Путин может восстанавливать против местных властей русскоязычное население Прибалтики, подвергая испытанию единство НАТО и ее способность дать достойный ответ. Поддержка, которую Москва оказывает одной из сторон конфликта на востоке Украины, и которая может вылиться в новое наступление, а также воинственная риторика в адрес НАТО, вторжения в воздушное пространство стран-союзниц и пробные заходы бомбардировщиков на учебное бомбометание в прошлом году росли в геометрической прогрессии. Наряду с этим Россия осуществляет неприкрытый ядерный шантаж против НАТО, угрожая развернуть дополнительные ядерные средства в Калининградской области и в Западном военном округе.

В ожидании неожиданного


К настоящему моменту уже должно быть ясно, что Владимир Путин полон решимости наращивать давление вопреки экономическим санкциям и противодействию НАТО, потому что он чувствует разобщенность членов блока, особенно что касается помощи западных европейцев своим новым союзникам в Прибалтике и Центральной Европе. Риск войны в Европе сегодня выше, чем год назад, потому что союзники не воспользовались запасом времени после саммита в Уэльсе и не подали однозначный сигнал о своем намерении усиливать российский фланг НАТО. Путин до сих пор уверен в том, что он может как хочет вести свою игру в эскалацию и деэскалацию.

В конечном счете довольно сложно понять, каковы главные цели Путина, а поэтому трудно дискутировать о том, удовлетворится ли он территориальными захватами на Украине, или постарается продвинуться дальше. Но мы знаем, что дисбаланс сил в регионе Скандинавии, Прибалтики и Центральной Европы делает угрозу войны реальной, и что без наличия американских и натовских баз на передовых рубежах альянса невозможно осуществлять достаточно убедительное сдерживание предполагаемых действий России, будь это гибридная или обычная война.

Те представители европейского политического руководства и аналитического сообщества, которые продолжают отмахиваться от такого экстремального сценария, должны вспомнить, как мало людей год назад верило в возможность захвата Крыма Россией и начало войны на Украине. Когда дело доходит до сегодняшней путинской России, надо ждать неожиданного, а вернее, продолжения начатого.