Швеция должна следовать доктрине. Если мы станем членом НАТО, нас в случае кризиса могут принудить разместить у себя ядерное оружие, что противоречит решению Риксдага Швеции. Не принимать во внимание тему ядерного оружия, когда идет дискуссия о НАТО и России, — значит искажать действительность. Мы должны способствовать запрещению этой угрозы для выживания человечества.
Сегодня, 6 августа, исполняется 70 лет с тех пор как урановая бомба «Малыш» сравняла с землей Хиросиму. Три дня спустя на Нагасаки была сброшена плутониевая бомба «Толстяк». В результате взрывов и в последующие дни погибло в общей сложности от 150 тыс. до 200 тыс. человек. В настоящее время одна единственная подводная лодка может нести на себе ядерное оружие, которое за один день способно уничтожить десятки миллионов человек. Если бы центральный Стокгольм поразило крупное ядерное устройство мощностью в пять мегатонн, то погибло бы порядка 600 тыс. человек, примерно столько же были бы тяжело ранены, а все стокгольмские больницы были бы разрушены.
Глобальная ядерная война имеет настолько тяжелые последствия для климата, что все выжившие в ней самой будут страдать от голода. Даже «ограниченная» ядерная война могла бы вызвать тяжелые последствия. Исследователи метеорологического института Стокгольмского университета, получившие научный грант шведского отделения международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», спрогнозировали последствия для климата гипотетической региональной ядерной войны между Индией и Пакистаном с задействованием менее одного процента всего мирового ядерного потенциала. В случае такой «ограниченной» ядерной войны из-за пожаров в стратосфере скопится огромное количество сажи, прямым следствием чего станет похолодание климата и уменьшение атмосферных осадков во всем северном полушарии. Эффект от этого будет ощущаться в течение нескольких лет, что, вероятно, приведет к массовому неурожаю и дефициту продовольствия в том числе в нашей части света.
Этой весной в разделе дебатов шведских центральных газет «Дагенс Нюхетер» и «Свенска Дагбладет» появилось много статей, в которых четыре посла, два бывших министра обороны, депутат риксдага, европарламентарий, офицер и несколько ученых ни разу даже не упомянули словосочетание «ядерное оружие», когда приводили аргументы в пользу вступления Швеции в НАТО. Как они могут до такой степени вытравливать осознание реальности? Угроза ядерного оружия стала слоном в посудной лавке, той неудобной правдой, которая угрожает выживанию человечества, но которую «нельзя» упоминать.
НАТО — военный альянс, краеугольным камнем которого является ядерное оружие: «Ядерное оружие является центральным компонентом совокупной способности НАТО к сдерживанию и обороне... пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом» («Обзор политики НАТО в области сдерживания и обороны», Чикаго, 2012). НАТО по-прежнему руководствуется доктриной «первого применения», что означает, что она наделяет себя правом использовать ядерное оружие, даже когда противник его не использовал. Если Швеция станет членом НАТО, она должна будет следовать этой доктрине.
На территории пяти европейских натовских стран размещено американское ядерное оружие. Вполне вероятно, что Швеция, будучи страной-членом НАТО, смогла бы отказаться от размещения у себя ядерного оружия в мирное время, но если НАТО посчитает, что наступил кризис, мы будем обязаны принять это оружие в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и принятыми ранее решениями риксдага.
Людям свойственно вытеснять из сознания невыносимые мысли о том, что НАТО и Россия могут убить миллиарды людей и истребить человеческую цивилизацию, применив свои ядерные вооружения. Но не принимать во внимание тему ядерного оружия в дискуссии о НАТО, России и стратегическом значении Балтийского моря, — значит заниматься искажением действительности.
Однако есть надежда. Как бы там ни было, в мире сегодня на 75% меньше ядерных боеголовок, чем в рекордный 1986 год. В 2013 году была запущена гуманитарная инициатива за ядерное разоружение, которую поддерживали 159 стран, включая Швецию. Она гласит о том, что гуманитарные последствия применения ядерного оружия столь ужасающи, что оно должно быть уничтожено.
Радует то, что согласно заявлению, опубликованному Министерством иностранных дел 9 апреля, «ядерное оружие не должно использоваться вновь ни при каких обстоятельствах, и единственным способом гарантировать это является его полное уничтожение. Правительству следует включить положение о ядерном оружии в доклад о международном сотрудничестве, который стал результатом одобренной весной договоренности в сфере обороны. Участники конференции ООН по выполнению ДНЯО в мае 2015 года сделали еще один шаг. Подавляющее большинство стран мира — 110 государств — обещают работать в пользу запрета ядерного оружия («Гуманитарное обязательство»). Швеция еще не присоединилась к этому обещанию, но, по словам министра иностранных дел, это сделает.
Имеет ли этот запрет какой-либо смысл? Запрет не означает, что ядерное оружие внезапно исчезнет, но это — важный шаг. Мировому общественному мнению удалось внести в повестку дня вопрос о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, а также о запрете использования биологического и химического оружия, сухопутных мин и кассетных боеприпасов. Даже страны, которые не подписали соглашения о запретах, их соблюдают. Лишь Северная Корея нарушает запрет на испытания ядерного оружия.
Мы полагаем, что, когда ядерное оружие будет запрещено, когда появится договор, предусматривающий процедуры контроля за соблюдением запрета, и когда его подпишет значительное число неядерных государств, к данному документу постепенно присоединится еще большее количество участников, что повысит его вес. Результатом запрета химического оружия стало то, что оно сейчас находится в процессе уничтожения. Точно таким же образом мы можем надеяться на то, что запрещение ядерного оружия со временем приведет к ликвидации этой угрозы выживанию человечества.
Для уничтожения ядерного оружия необходимо также участие бизнеса. Решение «Нордеа» — крупнейшей фондовой компании Северной Европы — внести в черный список «Боинг», который поставлял детали для британского проекта «Трайдент» (подлодки, вооруженные ядерным оружием), привлекло внимание международного сообщества (см. «Файнэншл Таймс» от 3 мая 2015 года). Это означает, что «Нордеа» не торгует акциями «Боинга», который также попал в черные списки ряда европейских пенсионных фондов.
В 2013 году «Сведбанк» принял общее для всего концерна решение о запрете оказания финансовых услуг производителям ядерное оружие, и указывает в своем последнем годовом отчете 25 предприятий, которые были исключены из фонда «Сведбанк Робур», поскольку они производят ядерного оружия. Именно поэтому шведское отделение международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» наградит дипломом за эту работу в 2015 году Аманду Джексон из «Сведбанка».
В соответствии с новыми правилами Министерства финансов шведским пенсионным фондам следует ужесточить свою позицию в отношении производителей ядерного оружия: «В рамках работы по исполнению ДНЯО все государственные стороны приняли на себя обязательство действовать в пользу уничтожения любого ядерного оружия. С учетом этого правительство ведет работу, направленную на уничтожение всех ядерных вооружений. Это должно учитываться при принятии инвестиционных решений пенсионными фондами» («Новые правила для пенсионных фондов», Министерство финансов, Ds 2015:34, стр. 146).
«Ядерное оружие изменило все, кроме образа нашего мышления» — мудрые слова, которые приписывают А.Эйнштейну. В дискуссии о стратегической роли Балтийского моря и о том, должна ли Швеция вступить в НАТО, слова А.Эйнштейна звучат более чем убедительно. Мы должны научиться думать по-новому. Вместо того, чтобы плясать под дудку какой-либо мировой державы, Швеции следует сделать наипервейшей и важнейшей целью своей внешней и оборонной политики мощную работу на благо безъядерного мира.
12 членов научного совета шведского отделения международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».