Выступая 22 сентября 2015 года перед Сенатом США, отставной генерал Дэвид Петреус (David H. Petraeus) справедливо заметил, что ближневосточные кризисы угрожают не только региональной стабильности, но и стабильности во всем мире, а также жизненно важным интересам Соединенных Штатов. В особенности это относится к кровавой сирийской неразберихе, в которую теперь вмешалась и Россия — на стороне президента Башара Асада.
Сирии как государства больше не существует. Будущее региона непредсказуемо. За пять лет гражданской войны Сирия распалась, 350 тысяч человек были убиты, миллионы людей стали беженцами, а режим утратил контроль над тремя четвертями территории страны. Боевики Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) захватили Пальмиру и теперь угрожают сирийским нефтяным месторождениям. Под властью ИГИЛ оказалась почти половина Сирии. На юге повстанцы удерживают Дераа, на севере — Алеппо.
Главная проблема сейчас заключается в том, какую из террористических угроз сейчас считать наиболее опасной и что важнее для США и западных стран: покончить с жестоким правлением Асада или победить ИГИЛ? Ситуацию осложняет ряд факторов, два из которых вызывают особое беспокойство. Первый из них — экономическая, политическая и военная поддержка, которую Асаду оказывает Иран. Благодаря предоставленным иранцами многомиллионным кредитам и займам режим может покупать нефть и прочее сырье. Ядерная сделка, заключенная с Ираном в июле 2015 года, вероятно, будет способствовать расширению этой помощи, так как она увеличит финансовые ресурсы Тегерана. Вдобавок Иран отправил в Сирию сотни бойцов своего элитного подразделения «Кудс», входящего в состав Корпуса стражей революции.
Второй пугающий фактор, особенно важный для Израиля, — это поддержка, которую Асад получает от «Хезболлы», а также от шиитских боевиков из других стран.
Запад пока не определился, что с этим делать. В целом он призывает к уходу Асада и ограниченно поддерживает выступающих против режима повстанцев. Между тем российский президент Владимир Путин убежден, что главный враг, с которым нужно бороться, — это террористы из ИГИЛ.
Возможно, Асад — чудовище, но ИГИЛ намного хуже. Это варварский исламистский халифат, угрожающий не только Ближнему Востоку, но и всей мировой цивилизации. Он представляет не только идеологическую угрозу: отдельная опасность связана со сражавшимися за него джихадистами, которые возвращаются в свои страны. На стороне ИГИЛ в Сирии сейчас воюют 30 тысяч иностранцев, в том числе 250 американцев и 2400 россиян.
В течение последнего года США и их партнеры по коалиции пытались обуздать Исламское государство авиаударами, но так и не смогли помешать террористам захватывать новые территории. Без присутствия западного воинского контингента (если не считать отдельные операции сил специального назначения) надежды на Свободную сирийскую армию не оправдались. Америка потратила на подготовку повстанцев-оппозиционеров 500 миллионов долларов, но ничего не добилась.
Планы России и ее ближневосточная стратегия, как всегда остаются загадкой. Их не понимают ни Соединенные Штаты, ни Иран, ни Турция, ни Израиль, и это непонимание сильно сказывается на международной обстановке и на стабильности Ближнего Востока. Россия поддерживает режим сирийского президента Башара Асада с тех пор, как в Сирии в 2011 году начались волнения. Москва снабжает Дамаск оружием и разведданными, оказывает ему техническую помощь и пропагандистскую поддержку.
Пока Запад ведет себя нерешительно, Путин берет инициативу на себя. Россия предпочитает прагматичные тактические ходы — в частности она отправляет в Сирию самолеты и летчиков и создает там современную систему ПВО. За несколько дней количество российских самолетов в Сирии увеличилось с четырех до 28. В их числе истребители, штурмовики и бомбардировщики. Помимо этого в Латакии размещены шесть российских вертолетов и российские танки. По некоторым подсчетам, сейчас в Сирии находятся около двух тысяч российских солдат и 1700 российских специалистов.
Исходя из этого, можно заключить, что Путин хочет, чтобы Россия была одним из ключевых политических игроков на Ближнем Востоке, чтобы она сохранила свои военные объекты в Сирии и чтобы она на равных участвовала в ближневосточных переговорных процессах. Он надеется, что это ослабит международную критику действий России на Украине, и рассчитывает, что снятие санкций улучшит внутреннюю обстановку в России и поможет справиться с проблемами, с которыми российская экономика столкнулась из-за международных санкционных мер и падения нефтяных цен.
В отличие от Советского Союза Россия не выступает с идеологических позиций. Она лишь борется за свои интересы и стремится играть значимую международную роль. Путин поддерживает контакты с прочими ближневосточными игроками. Какими бы ни были в действительности российские намерения, очевидно одно: Россия стремится восстановить влияние на мировой арене после того, как в марте 2014 года было приостановлено ее членство в «Большой восьмерке» ведущих промышленных держав, а в ноябре 2014 года она столкнулась с упреками за свою политику на Украине на встрече «Большой двадцатки» в Австралии.
В основе российского курса лежит убежденность в том, что Асад — лучший бастион против исламского экстремизма и в особенности против ИГИЛ. Главной проблемой Россия считает Исламское государство, и, чтобы с ним бороться, ей необходим Асад. Будущее самого сирийского режима имеет меньше значения.
Соединенные Штаты также тревожит необходимость активнее бороться с ИГИЛ, но им не хочется помогать кровожадному режиму Асада, зато важно поддерживать позиции арабов-суннитов. В сентябре 2015 года Вашингтон заявил, что ООН одобряет усилия России и Ирана по привлечению Асада к мирным переговорам. Это заявление совпало по времени с московским визитом генерала Касема Сулеймани (Qassem Soleimani), главы Стражей революции (так в тексте, в действительности генерал Сулеймани возглавляет подразделение «Кудс», — прим. перев.), прибывшего в Россию обсудить урегулирование сирийского кризиса.
Одним из результатов этого стал срочный прилет в Москву 21 сентября 2015 года израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) и его советников. Израиль, как и Соединенные Штаты, тревожит быстрое наращивание российских войск в Сирии. Хотя о полной гармонии между Израилем и Россией говорить нельзя, отношения между этими странами сейчас выглядят сравнительно теплыми. 27 марта 2014 года Израиль не поддержал предложенную США резолюцию Генеральной ассамблеи ООН, которая осуждала российскую аннексию Крыма. Путин, со своей стороны, не стал сильно критиковать проводившуюся Израилем в Газе в июле 2014 года операцию «Несокрушимая скала».
Израиль также беспокоят переговоры между президентом Владимиром Путиным и иранскими военными, которые командуют отрядами, связанными с «Хезболлой», вблизи российской базы под Латакией. Россия снабжает президента Асада современным оружием, часть которого попадает в руки к «Хезболле», поддерживающей Асада с мая 2013 года. Недавно силы Асада, активисты «Хезболлы», офицеры Корпуса стражей революции и русские договорились о совместных действиях.
Израиль в первую очередь опасается совместного наступления Асада и иранцев на Голанских высотах. Результатом московского визита Нетаньяху, как считается, стала договоренность о создании совместного координационного механизма, который поможет предотвращать «недоразумения». Отчасти это означает признание того факта, что израильская авиация уже довольно давно осуществляет полеты над югом Сирии. Теперь между израильтянами и русскими будет, без сомнения, происходить обмен данными.
Америке необходимо принять меры в двух направлениях. Во-первых, администрации Обамы следует объединить силы с Путиным и добиться мирных переговоров между теми сторонами сирийской гражданской войны, которые могут договориться, — независимо от любых соглашений о будущем самого Асада. Во-вторых, — и это самое главное, — США и Россия должны совместно принять меры для уничтожения ИГИЛ. В этом вопросе Путин явно выглядит прозорливее западных лидеров.