После серии терактов, произошедших в Париже вечером в пятницу, 13 ноября, немецкие СМИ говорят об «11 сентября во Франции» и «новой волне террора в Европе». Нападения стали свидетельством новых масштабов террора, который представляет угрозу не только Франции, уверены обозреватели.
Говоря о «новом качестве террора», комментатор Die Welt Клеменс Вергин (Clemes Wergin) отмечает, что в то время, как в последние годы теракты совершались, в основном, «одинокими волками», теперь речь идет о скооперированных действиях целой группы боевиков. «Это очень настораживающее развитие для всей Европы», — утверждает журналист. Он указывает на то, что, если теракты были действительно совершены «Исламским государством», то «стал явью страшный сон европейских служб безопасности». Если раньше ИГ удавалось агитировать радикализированную молодежь в Европе к совершению единичных терактов, то теперь джихадистам, «по всей вероятности, удалось экспортировать массовый террор в Европу из зон боевых действий в Сирии и Ираке».
«Евросоюз недооценил проблему беженцев»
По мнению обозревателя Süddeutsche Zeitung Штефана Корнелиуса (Stefan Cornelius), ФРГ не в меньшей степени ощущает угрозу терроризма и должна наряду с Францией принимать меры против новых возможных атак. В частности, усилить наблюдение за исламистскими группировками, вести борьбу с пропагандистами радикального ислама. Корнелиус указывает на борьбу с причинами террора, которые следует искать в неблагополучных регионах от Пакистана до Марокко, откуда в Европу прибывают огромное число мигрантов. «Слабая реакция на поток беженцев со стороны, например, Евросоюза, но также и США, свидетельствует о том, насколько недооцененной является проблема до сих пор», — считает журналист.
Комментатор Spiegel Online Рональд Неллес (Ronald Nelles) задается вопросом о том, какой ответ Европе следует дать на террор. Журналист напоминает о понятии «воинствующая демократия» и считает, что как раз она сейчас необходима. «Демократии должны защищаться от врагов со всей жесткостью — но обдуманно и разумно, не попирая при этом собственные принципы». Говоря о шагах, которые следует предпринять, Неллес отмечает усиленную работу над мирным планом для Сирии, который бы помог совместной борьбе с ИГ с участием, в том числе, Ирана, России и Саудовской Аравии.
Джихадисты превратили Париж в район военных действий, пишет обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Михаэль Ханфельд (Michael Hanfeld). Он отмечает, что внимание к Парижу вечером 13 ноября оказалось прикованным еще до терактов — в связи с проходившим на парижском стадионе «Стад де Франс» товарищеским матчем по футболу между сборными Франции и Германии. Однако уже на 16-й или 20-й минуте игра стала второстепенным событием, так как спортивный комментатор телеканала ARD все меньше говорил о футболе и все больше задавался вопросом, что происходит вокруг стадиона, вблизи которого были слышны взрывы.
Между тем Ханфельд, также и как многие его коллеги, считает, что со «страшным испытанием», о котором заявил в связи с терактами президент Франции Франсуа Олланд, столкнулась не только Франция, и оно продлится долго.