Красный, как клубника

Российские коммунисты выдвигают успешного аграрного предпринимателя в кандидаты на пост президента

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
КПРФ начала президентскую избирательную кампанию с сюрприза. Вместо «привычного» лидера партии Геннадия Зюганова, который с 1996 года завершал все президентские выборы как вечный второй, а в начале ноября объявил о своем намерении снова выставить свою кандидатуру, в итоге партия выдвинула другого — 57-летнего Павла Грудинина.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) начала президентскую избирательную кампанию с сюрприза. Вместо «привычного» лидера партии Геннадия Зюганова, который с 1996 года завершал все президентские выборы как вечный второй, а в начале ноября объявил о своем намерении снова выставить свою кандидатуру, в итоге партия выдвинула кого-то другого — 57-летнего Павла Грудинина. Кандидат является директором и главным акционером Совхоза имени Ленина, который на четырех тысячах гектарах выращивает клубнику и яблоки, а также занимается молочным хозяйством в процветающем пригороде Москвы. Однако название «совхоз» уже не означает, как прежде, государственное сельскохозяйственное предприятие. Имущество этого хозяйства было приватизировано и просто сохранило старое название.


Но это не такое же частное предприятие, как и все остальные. При Грудинине, который управляет хозяйством с 1995 года, сохранились существенные социальные достижения советских времен: бесплатное обеспечение лекарствами пенсионеров, бесплатные обеды для школьников, бесплатные детские сады. Грудинин объясняет, что он и его соучредители не выделили себе еще ни рубля дивидендов от их долевого участия, хотя хозяйство экономически процветает благодаря его специализации на выгодных сельскохозяйственных культурах и в связи с его местоположением на московском рынке с высокой покупательской способностью.


При этом Грудинин даже не является членом КПРФ. До 2010 года он был членом правительственной партии «Единая Россия» и, по его словам, вышел из нее, «до того, как она превратилась в партию жуликов и воров». То, что Грудинин подхватывает сформулированную Алексеем Навальным метафору и подтверждает его диагноз, показывает то, что он в своей избирательной кампании хочет привлечь также и голоса тех недовольных, которые поддерживали антикоррупционную кампанию Навального. В настоящий момент это «бесхозный» потенциал, потому что государственная власть отказала Навальному в праве выставить свою кандидатуру. В ответ он призвал своих сторонников бойкотировать выборы; его стратегия заключается в том, чтобы, вне зависимости от их исхода, объявить выборы нелегитимными из-за низкого числа проголосовавших.


Грудинин, чисто с точки зрения участия в предвыборной кампании, хороший вариант для КПРФ. Он говорит не сухо и не лозунгами, как 74-летний Зюганов, а смешивает в речи шутки и находчивость с левым популизмом. Разницу между ними можно продемонстрировать на таком примере: несколько дней назад во время теледебатов он заявил, что когда пенсионер не может прожить до следующей пенсии — «это не экономика никакая. Это называется воровство». И это довольно далеко от марксизма-ленинизма.


В то же время в парламенте, в котором он является депутатом, он блистает знанием деталей ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве и сельских районах. До тех пор, пока доходы населения в деревне составляют лишь 50% от доходов жителей городов, нечего жаловаться на нехватку специалистов и отток населения в сельской местности. В качестве примера он привел «социальную рыночную экономику» Германии, причем неудержимо ее идеализируя: «богатые» в ФРГ добровольно платят прогрессивный налог на доходы, «чтобы обеспечить бедным достойную жизнь». Ну, да.


Вопрос не только в том, что сподвигло КПРФ к смене кандидата, но и в том, почему Грудинин сразу же был приглашен на ток-шоу на государственном телевидении. В России такое никогда не бывает случайным. Возможно, кандидатура Грудинина должна сделать мартовские выборы интересными для тех избирателей, которые после 18 лет правления Владимира Путина чувствуют, что абсолютно неважно, пойдут ли они на выборы, ведь все уже заранее решено. Аналогично, кандидатура Ксении Собчак нацелена на привлечение либерального городского среднего класса к избирательным урнам. Цель государственной власти — получить два раза по 70: 70% голосов за Путина при 70% явке избирателей.


Для того чтобы бойкие лозунги Грудинина не стали слишком популярными, и он в итоге не стал чем-то большим, чем кандидатом, необходимым для увеличения количества проголосовавших избирателей, государственные СМИ уже начинают забрасывать его «компроматом». Пока что всех превзошла «Комсомольская правда», которая написала о непатриотичном отдыхе Грудинина во время новогодних праздников на горнолыжном курорте в Альпах.

Обсудить
Рекомендуем