Теперь, когда до президентских выборов остается всего шесть недель, предвыборная кампания в России, казалось бы, должна быть в самом разгаре. Но учитывая то, что победа Владимира Путина на выборах 18 марта уже у него в кармане, мысли российской элиты заняты гораздо более серьезным вопросом: что случится на следующих выборах, в 2024 году?
Поскольку исход предстоящих выборов уже известен, главной проблемой для Кремля сейчас является необходимость обеспечить достаточно высокую явку избирателей, несмотря на попытки оппозиции снизить ее посредством призывов к бойкоту выборов. Проблемы, с которыми Россия столкнется в 2024 году, выглядят гораздо более серьезными.
С годами влияние Путина на российском политическом ландшафте существенно выросло. Возможно, за кулисами и ведутся ожесточенные бои, однако в настоящий момент довольно трудно себе представить Кремль без Путина в качестве главного арбитра. Вячеслав Володин, ключевой помощник Путина, который сейчас занимает пост спикера российского парламента, сказал в 2014 году: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России».
К 2024 году Путину уже будет 72 года. В настоящий момент он не демонстрирует никаких признаков недомогания, и, вполне возможно, он сможет сохранять физическое и умственное здоровье еще лет десять. При Путине влияние других игроков на российской политической сцене существенно уменьшилось, поэтому сейчас в России крайне мало политиков, которые имеют реальную независимую базу поддержки и авторитет.
Но, согласно конституции России, президент не может занимать эту должность более двух сроков подряд, то есть в 2024 году Путину придется освободить ее. Однажды он уже сумел обойти это требование: после восьми лет на должности президента (с 2000 по 2008 год) Путин занимал пост премьер-министра с 2008 по 2012 год, пока его давний соратник Дмитрий Медведев придерживал для него кресло президента.
В 2012 году Путин вернулся, и президентский срок был увеличен до шести лет. Главным вопросом, который определит четвертый президентский срок Путина, скорее всего, будет вопрос о преемнике. Пока страна готовится к выборам, в которых единственному кандидату, проводившему настоящую предвыборную кампанию — лидеру оппозиции Алексею Навальному — запретили принимать участие, проблема выборов 2024 года — это тот вопрос, который беспокоит всех, но который никто не решается задать вслух.
«Не думаю, что Путин уже принял решение о том, что он будет делать в 2024 году, — сказал один источник, близкий к Кремлю. — Он любит откладывать момент принятия решения, если его можно принять завтра, а не сегодня».
По словам этого источника, в 2008 году Путин уже показал, что он не прочь внести изменения в конституцию России, и он вполне может выдвинуть на должность президента члена своего ближайшего окружения, заняв при этом какую-нибудь значимую должность — к примеру, должность спикера Думы — что позволит ему контролировать ситуацию. Уже сейчас многие эксперты выдвигают предположения касательно того, кого Путин может выбрать своим преемником, хотя сам Путин пока никак не продемонстрировал свои намерения.
«Если рассматривать ситуацию с сегодняшних позиций, довольно трудно представить себе такой расклад, при котором Путин не захочет взять на себя какую-либо значимую роль после 2024 года. Разумеется, все постоянно об этом думают. Элита напугана», — сказал другой источник, близкий к администрации президента.
В течение многих лет борьба за власть и конфликты между влиятельными представителями российской элиты улаживались в частном порядке, и при необходимости Путин выступал в качестве судьи. Но в течение последних нескольких месяцев стали появляться признаки того, что подобные схватки могут превратиться с гораздо более распространенное явление в период следующего президентского срока Путина.
Стоит напомнить, что в декабре бывший министр экономики Алексей Улюкаев был приговорен к восьми годами тюрьмы якобы за получение взятки от Игоря Сечина — одного из самых влиятельных соратников Путина. Сечин, который был единственным свидетелем произошедшего, не явился в суд, улики против Улюкаева можно назвать в лучшем случае неубедительными, однако Путин либо не смог, либо не захотел вмешаться.
Как написал эксперт по России Марк Галеотти (Mark Galeotti), вердикт по делу Улюкаева доказал, что путинизм достиг стадии «старого режима»: «Путин занимается всякими пустяками, пока та Россия, созданию которой он себя посвятил, начинает гореть».
Крайне вялое соперничество в рамках текущей предвыборной кампании разочаровало даже убежденных сторонников Кремля. «Мы хотели сделать эти выборы интересными, но не смогли, это очевидно. Нам необходимо поднять реальные проблемы, но элита выступает против этого», — сказал один источник, близкий к администрации президента.
Поскольку итоги выборов ни у кого не вызывают сомнений, интрига вокруг них связана в основном с третьестепенными вопросами. Московское интернет-сообщество ведет горячие дискуссии о том, нужно ли поддерживать либеральную журналистку и светскую львицу Ксению Собчак, которую ее критики называют марионеткой Кремля, стремящегося придать легитимность предстоящему голосованию. Коммунисты решили не выдвигать своего лидера-ветерана Геннадия Зюганова, сделав выбор в пользу более молодого агромагната Павла Грудинина, чем очень всех удивили. Но ничто из этого, скорее всего, не повлияет на итог выборов, и главной проблемой Кремля сейчас является обеспечение достаточно высокой явки избирателей, для чего, вероятно, потребуется надавить на людей через их работодателей, а также пойти на вброс бюллетеней — особенно в дальних регионах.
Создается впечатление, что даже Путин пытается найти в себе силы для очередной предвыборной кампании и что ему не хватает творческих идей. Когда в конце прошлого года его спросили о его программе, он дал довольно расплывчатый ответ: «Главное, на чем необходимо сосредоточить внимание и власти, и всего общества, — это такие вопросы как развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования. Это, как я уже сказал, высокие технологии, повышение производительности труда». Он так и не сказал, какие вопросы он сделает приоритетными в течение его очередного президентского срока.
Хотя Кремль не дал Алексею Навальному возможности принять участие в выборах, тот все равно провел впечатляющую предвыборную кампанию, создав свои предвыборные штабы в регионах и целую сеть волонтеров по всей стране — многие эксперты считают это признаком того, что он готовится к политическому будущему.
Сторонники Путина тоже испытывают беспокойство в связи с долгосрочными перспективами. «Наша проблема — не 2018 год, наша проблема — 2024 год», — сказал Константин Малофеев, финансист, тесно связанный с Кремлем. Он поддерживает организацию, призывающую к возвращению монархии, и намекает на то, что Путин может взять на себя роль нового царя. Мало кто воспринимает такое решение всерьез, однако его возникновение служит доказательством отсутствия каких-либо альтернатив в настоящий момент.
«Мы можем считать эти выборы бессмысленными — это как шоу-бизнес. Мы будем полностью поддерживать Путина на этих выборах, и мы надеемся, что они станут последними выборами в России», — сказал он во время круглого стола с журналистами, который прошел в его московском офисе в декабре.