Пхенчхан, Южная Корея — 20 лет назад было бы невозможно представить себе, что 8-летняя Оксана Мастерс — 90 сантиметров рост, 16 килограммов вес, отсутствие больших пальцев на руках и деформированные ноги — будет включена в список лучших в мире спортсменов по версии телекомпании «Эн-Би-Си» (NBC), а ее портреты будут выставлены не железнодорожных станциях.
Однако Мастерс, которой сегодня 28 лет, судя по всему, будет наиболее заметной и популярной спортсменкой на Паралимпийских играх, проходящих в этом месяце в Южной Корее. Она принимает участие в рекламе таких компаний как «Тойота» и «Проктор и Гэмбл», в которых подчеркивается ее сила и стойкость, а также другие редкие качества спортсменки, сумевшей выиграть медали как на Зимних, так на Летних играх. Микаэла Шиффрин (Mikaela Shiffrin), ее подруга, звезда горнолыжного спорта и обладательница олимпийских золотых медалей, недавно разместила в «Инстаграм» фото с пожеланием ей удачи.
Появление Мастерс в качестве яркой и высокооплачиваемой звезды в олимпийской команде Соединенных Штатов показывает, как предыдущая жизнь спортсменов — а также тот ажиотаж, которой они способны произвести в социальных сетях и в традиционных средствах массовой информации — может оказаться столь же важной, как и те соревнования, в которых они принимают участие.
Мало кто из спортсменов имеет столь драматичную и вдохновляющую предысторию, как Мастерс, о которой уже было рассказано на страницах журнала «Спортс Иллюстрейтед» (Sports Illustrated) и которая уже позировала обнаженной для журнала «Мэгэзин» (Magazine), издаваемого телеканалом ESPN.
По словам Бранта Фелдмана (Brant Feldman), агента Мастерс — он представляет также интересы других спортсменов, готовых отдать что угодно за спонсорский портфель Мастерс — она хочет показать похожим на нее людям, что они тем не менее могут мечтать о чем угодно даже в том случае, если у них нет ног. «Поддержка со стороны этих компаний позволили ей распространить здесь свое послание», — подчеркнул он.
На самих Играх Мастерс (у нее нет обеих ног) выступает в лыжных гонках и планирует принять участие в шести стартах. Это огромная нагрузка для спортсмена. Однако Мастерс, принимавшая также участие в Паралимпийских играх в Лондоне (гребля), в Сочи (лыжные гонки) и в Рио (велосипедные гонки), отлично подготовлена для этого.
Оксана Мастерс родилась на Украине в 1989 году, и при рождении у нее оказались серьезные физические дефекты, вызванные, скорее всего, радиационным заражением, возникшим в 1986 году в результате Чернобыльской атомной катастрофы. После рождения Мастерс родители от нее отказались. Свои первые семь с половиной лет жизни она провела в находившейся в сложном положении системе детдомов на Украине, для которой были характерны плохое питание, а также эмоциональные и физические злоупотребления. Более старшие по возрасту сироты третировали других детей, и, кроме того, воспитанники подвергались эксплуатации со стороны взрослых.
В 6-летнем возрасте ей показали фотографию Гэй Мастерс (Gay Masters), одинокой американской женщины, которая захотела ее удочерить. Оксана стала бережно хранить эту фотографию и ждать. Это давало ей надежду. Однако существовавший на Украине запрет на усыновление на два года отложил появление у нее мамы. «Я всегда была нарушителем порядка, — говорит Оксана Мастерс. — Я постоянно оказывалась в сложном положении, но не извлекала из этого уроков. Если меня били, то я просто смеялась. Это та вещь, которую нельзя было у меня отнять».
«Ребята стали говорить: „Твоя мама не приедет и не заберет тебя, потому что ты плохая девочка". И в этот момент начинаешь верить тому, что они говорят», — добавляет Мастерс.
Окесана Мастерс не любит фокусировать внимание на перенесенных ей страданиях, однако она хорошо помнит тот день, когда ее мама ее спасла. Она долго не ложилась спать и ждала свою новую маму, однако ее приезд вновь был отложен из-за каких-то бюрократических процедур в Киеве, и тогда ее воспитательница заставила ее лечь в кровать.
«Я помню, что в коридоре было очень темно, он был слабо освещен, и там пахло плесенью. Я помню, как я немного поскользнулась на пути к кровати, поскольку трубы были дырявые, и из них текла вода, — вспоминает она. — В кровати нужно было ложиться на спину, а воспитательницы подкладывали одеяло плотно под спину, чтобы нельзя было повернуться».
Но вскоре она почувствовала, что кто-то прикоснулся к ее плечу. Перед ее кроватью стояла на коленях Гэй Мастерс, а рядом находился украинский переводчик.
«Я сказала: „Я знаю тебя. Ты моя мама. У меня есть твоя фотография" — сказала Оксана Мастерс. — Я помню, как она улыбнулась, а ее рука протянулась ко мне. Она сказала: „Я знаю тебя. Ты моя дочка"», — вспоминает она.
Когда Оксана оказалась в доме Мастерс в Буффало, ей было почти восемь лет, она была очень маленькая и худенькая. Вскоре она начала набирать вес, расти и привыкать к американской жизни, однако ей предстояло еще решить целый ряд серьезных медицинских вопросов.
Мастерс родилась с пятью сросшимися пальцами обеих рук и без больших пальцев. Ее левая нога была на 15 сантиметров короче правой, и, кроме того, ее ноги были лишены костей, способных выдержать ее вес. Она перенесла многочисленные операции на Украине, некоторые из которых оказались неудачными. Позднее врачи обнаружат, что у нее отсутствует часть желудка, а также некоторые мускулы руки и связки. Ее зубы оказались без эмали, а в детдоме ее просто держали, когда вырвали ей зубы без анестезии. Она приехала в Соединенные Штаты с воспалением четырех зубов и страхом перед зубными врачами.
«Любовь — это не единственный ответ, — сказала Гэй Мастерс, занимающаяся вопросами речевой и языковой патологии в Луисвиллском университете. — Нужно очень серьезно работать, чтобы у таких детей появилось доверие, и они стали развиваться. Но Оксана приехала с таким настроем, что мне просто нужно было дать ей дорогу».
Однажды, по словам Гэй, ее дочь увидела, как другой ребенок раскачивался, держась за верхнюю перекладину качелей. Оксана тоже захотела это сделать, однако с ее сросшимися пальцами и при отсутствии большого пальца она не смогла ухватиться за перекладину. «Я опустила ее вниз и сказала ей: «Вот для этого тебе нужны большие пальцы», — сказала Гэй Мастерс.
Оксана Мастерс всегда была непокорной, и через некоторое время она попросила приходящую няню отвести ее к тем качелям. «Через две недели она уже могла это делать сама, — говорит ее мама. — Оказывается, что для этого не обязательно иметь большие пальцы. Эта девочка меня удивляет, и так было всегда. Она всегда делала что-то невозможное».
Однако проблем оставалось еще немало — хирургические операции для того, чтобы разделить ее сросшиеся пальцы и создать большие пальцы; ампутация части ее короткой ноги в девять лет и части другой ноги в 14 лет с обещанием улучшить подвижность с помощью протезов, а также переезд в Луисвилл для того, чтобы быть ближе к ее дедушке.
Оксана Мастерс не без труда привыкала к новой школе, к своему новому телу и протезам, а иногда ей приходилось бороться с тяжелыми воспоминаниями о пребывании в детдоме. Ее мама заставляла ее заниматься спортом, в том числе греблей в группе для детей с инвалидностью.
«На воде она показала все свои способности, — говорит ее мама. — Спорт, на самом деле, спас ее. Она преодолела все свои страхи, все свои опасения, и усиленно тренировалась».
Оксана Мастерс увлеклась спортом и стала добиваться успехов в гребле. В 2011 году ее партнером стал Роб Джоунс (Rob Jones), бывший морской пехотинец, лишившийся годом ранее обеих ног в результате взрыва противопехотной мины. Мастерс и Джоунс завоевали бронзовую медаль в 2012 году на Паралимпийских играх в Лондоне, после чего она стала активно участвовать в международных соревнованиях.
Однако гребля оказалась всего лишь началом. После Лондона Оксана встретила Эйлин Кэри (Eileen Carey), тренера по лыжным гонкам паралимпийской команды Соединенных Штатов, и та уговорила ее попробовать свои силы на Зимних играх.
Оксана начала тренироваться в штате Колорадо, где она влюбилась в зимние виды спорта, а также в Аарона Пайка (Aaron Pike), легкоатлета-колясочника высокого уровня из команды Иллинойского университета в Урбане-Шампейне, который также была приглашен в тренировочный лагерь по лыжным гонкам.
«Мы начала флиртовать и болтать, — говорит Мастерс. — Затем я спросила, можно ли у него сделать стирку. Я могла все постирать у себя, там, где я жила, но мне нужна была причина для того, чтобы прийти в гости».
Отношения складывались медленно. Оба они выступали за американскую паралимпийскую команду в Сочи, где Мастерс завоевала серебро и бронзу в лыжных гонках, а также в Рио-де-Жанейро — Мастерс в ручном велосипеде, а Пайк в легкой атлетике. Обе они смогли квалифицироваться для участия в Паралимпийских играх в Пхенчхане — в лыжных гонках и в биатлоне, после чего они тренировались и жили вместе в городе Бозмене, штат Монтана.
«Я сильнее волнуюсь, когда наблюдаю за ее выступлением, — говорит Пайк. — Я надеюсь, что она не упадет, и все ее выстрелы будут точными. Я меньше волнуюсь, когда сам принимаю участие в соревнованиях».
Мастерс, выступая в Рио два года назад, имела единственный контракт с производителем кинезио ленты (KT Tape), а недавно она получила поддержку от крупных спонсоров, включая таких как «Тойота», «Проктор энд Гэмбл», «Хартфорд», «Виза» и «Найк», и это стало серьезным подспорьем после многих лет финансовых ограничений (однажды она вынуждена была спать в своей машине, потому что у нее не было денег на оплату номера в гостинице).
Шиффрин, которая познакомилась с Мастерс во время коммерческих съемок для компании «Виза» в Новой Зеландии, сказала, что она сразу же стала ее поклонницей.
«Она была такой крутой, такой реально мыслящей и энергичной, казалось, что она в полном восторге от жизни, — сказала Шиффрин. — Только потом я узнала о ее судьбе и просто была поражена тем, что ей пришлось преодолеть в жизни, однако она никогда не жалуется. Для меня это серьезный источник вдохновения».
Однако появилось новое препятствие перед четвертыми в ее жизни Паралимпийскими играми в Пхенчхане, где она считается одним из основных претендентов на победу после завоеванной ей золотой медали на Паралимпийском чемпионате мира по лыжным гонкам в 2017 году (World Para Nordic Skiing World Championships). В феврале она поскользнулась в Бозмене, упала, и в результате у нее произошло смещение локтевого сустава. Эта травма стала серьезной проблемой — возможно, ей придется в биатлоне стрелять с другой руки, и пока еще не ясно, как она сможет бежать на лыжах, не залечив до конца свой локоть.
Однако ее ничего не пугает, и она намерена участвовать в соревнованиях по биатлону в субботу, а всего в шести стартах. «Я не гонюсь за медалями, — написала Мастерс на своей странице в „Инстаграм". — Я гонюсь за своей мечтой, и хочу достойно представлять мою страну, это мечта любой девочки, которой говорили, что она слишком маленькая для того, чтобы быть спортсменом, для любой девочки, которой говорили, что будет невозможно вернуться после полученной травмы и участвовать в Олимпийских или Паралимпийских Играх».
Когда Шиффрин узнала о травме Мастерс, она разместила в «Инстаграм» фотографию их обеих и выразила свою поддержку. «Это на самом деле серьезная травма, — написала Шиффрин. — Однако у меня нет абсолютно никаких сомнений в том, что она сможет всех победить — как она всегда это делает, используя свой особый настрой».
По словам Мастерс, она планирует выступать на этих Играх так, как она обычно это делает на всех соревнованиях. Когда она видит часы, отсчитывающие время до ее старта, она делает глубокий вдох. «Я говорю: „Я — выдох — сильная. Я сильная". А затем я просто стартую».