Утром 8 февраля в Воронеже 30 000 человек, несмотря на снег, пришли отдать последние почести майору Роману Филипову, чей Су-25 был сбит несколькими днями ранее в небе над сирийским Идлибом. Летчик катапультировался, однако оказался в окружении джихадистов движения «Тахрир аш-Шам». Получив пулевое ранение, Роман достал гранату и забрал нападавших с собой в могилу. «Он принял неравный бой с террористами. Не сдался, не отступил. И мы имеем полное право сравнить его и с героями-защитниками Брестской крепости, с защитниками Москвы, Сталинграда», — заявил Владимир Путин, передав семье покойного звезду героя России, высшую военную награду страны.
Как бы то ни было, о других «героях» Россия предпочитает не вспоминать. В тот самый момент, когда солдаты в парадной форме стояли почетным караулом у гроба Романа Филипова, стали приходить первые сообщения о провальном наступлении в Сирии, которое несколькими часами ранее унесло жизни десятков российских наемников. В ночь с 7 на 8 февраля силы режима Башара Асада попытались взять под контроль газовый объект, который удерживали Сирийские демократические силы и их американские консультанты. В ответ американская авиация обрушила на нападавших огненный дождь, ликвидировав около сотни из них, если верить Пентагону. По словам одного американского офицера, вместе с бойцами сирийской армии под обстрелом погибли бойцы российской группы наемников, известной под названием «Вагнер».
Таинственный «Вагнер»
На фоне настоящей бури в соцсетях (там называлась цифра в 600 погибших) российские власти были вынуждены разорвать завесу молчания и впервые с начала войны признать гибель в Сирии пяти российских граждан, которые не относятся к числу военнослужащих. Как бы то ни было, эта цифра оказалась серьезно заниженной. По словам главы казацкой организации Евгения Шабаева, который посетил госпитализированных в Москве бойцов, в результате американского авиаудара погибли или получили ранения почти 200 российских граждан.
Но кто же эти люди таинственной компании «Вагнер»? За считанные дни до выборов Кремль, разумеется, даже не думает поднимать этот вопрос. Дома их не ждут ни медали, ни торжественные похороны: официально быть наемником в России нелегально. По словам бывшего полковника разведки Игоря Стрелкова, который командовал пророссийскими сепаратистами на Украине летом 2014 года, «Вагнер» представляет себя частной военной компанией, но на самом деле является штурмовой группой, которая сражается вместо сирийских солдат. Почти все освобожденные сирийской армией города, будь то Пальмира, Эс-Саура или Дейр-эз-Зор, на самом деле были взяты российскими и иранскими наемниками, продолжает он. Многие члены «Вагнера» были завербованы среди ветеранов войны в Донбассе.
Порядка 3 000 российских наемников сражались под началом «Вагнера» с 2015 года в Сирии, куда их привлекли высокие зарплаты (в среднем, 240 000 рублей). Это намного больше того, на что может рассчитывать простой российский солдат. Как бы то ни было, риск соответствующий: по подсчетам «Фонтанки» и независимой следственной группы Conflict Intelligence Team, потери «Вагнера» составляют 260 человек, без учета жертв недавнего удара. Даже если взять за основу нижнюю планку, потери компании как минимум в пять раз выше, чем у регулярной армии.
Бойцы-призраки
Как считают эксперты, именно в этом и заключается причина существования «Вагнера»: его потери находятся вне официальной отчетности армии. «Российское общественное мнение не уверено, что выживание Башара Асада представляет собой достаточное основание для потерь среди солдат, — объясняет Марк Галеотти (Mark Galeotti) из Пражского института международных отношений. — «Вагнер» позволят отправить бойцов на поле боя без необходимости сообщать об их гибели».
Все это позволяет сохранить успешный образ вмешательства на национальной и международной арене.
Названная «Славянским корпусом» группа из 267 бойцов откликнулась на призыв зарегистрированной в Гонконге компании, которой нужно было обеспечить охрану нефтяных объектов в районе Хомса. По прибытии на место их ждало разочарование: как выяснилось, их задачей было не защитить эти объекты, а отбить их от занявших их исламистов. Плохо вооруженные и деморализованные бойцы «Славянского корпуса» вернулись в Россию, где спецслужбы задержали их как наемников.
Качества Дмитрия Орешкина в тот момент привлекли внимание к себе? В любом случае, в 2015 году компания «Вагнер» впервые заявила о себе под этим названием в Луганской области Украины. Она приняла участие в боях за Дебальцево в феврале 2015 года и ликвидации нескольких лидеров сепаратистов, которые начали проявлять слишком большую независимость от Кремля. После такого успешного завершения миссии российская армия, разумеется, прихватила с собой «Вагнера» после развертывания в Сирии в августе 2015 года.
Контракты и нефтегазовые объекты
Как бы то ни было, задача компании явно не сводится лишь к сокрытию потерь. У нее, как утверждается, имеются связи с олигархом Евгением Пригожиным, который близок к Министерству обороны и входит в список лиц, оказавшихся под действиями санкций Госдепа США за причастность к украинскому конфликту. В конце 2017 года в прессу просочились сведения о подписании договора между компанией Пригожина «Евро Полис» и сирийским национальным нефтяным предприятием. Из этого документа следует, что «Евро Полис» берет на себя освобождение и охрану нефтегазовых объектов в Сирии в обмен на 25% дохода от них. Указанные объекты — те, где в настоящий момент действует «Вагнер».
17 января группа российских депутатов выступила с инициативой о легализации частных военных компаний. «Вмешательство в конфликты по всему миру укрепляет позиции России на переговорах с Западом, — отмечает Марк Галеотти. — Для Кремля ЧВК — всего лишь еще одно средство неприметной поддержки союзников и самоутверждения в качестве великой державы».
Кто примет вызов путинских наемников?