Внешний враг представляет собой стратегическую необходимость, которую утвердил Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь». В ней он советовал одному из местных итальянских правителей того времени создать внешнего врага, если такого не существует, поскольку народ может объединить только внешняя угроза. С тех пор государства создают себе врагов и счастливы иметь противников как для того, чтобы объединить народ внутри страны, так и для того, чтобы направить его внимание за рубеж, особенно когда эти режимы страдают от внутренних проблем и кризисов, угрожающих их власти. Мы все помним знаменитую арабскую фразу, которую произнёс покойный египетский президент Гамаль Абдель Насер: «Нет звука громче, чем звук сражения». Конечно, он имел в виду сражение с Израилем. Под этим грязным лозунгом у людей были отняты свободы, была укреплена власть разведслужбы и второго бюро, народ подчинили под предлогом того, что страна столкнулась с войной и внешней агрессией и для противостояния им необходимо использовать все ресурсы. Позже многие другие арабские режимы использовали этот лозунг для тех же целей. Так, в 1960-х годах сирийский режим принял закон о чрезвычайном положении под тем предлогом насилия у страны внешнего врага, что требует нарушения всех обычных законов и введения особых.
Египетский поэт Ахмед Фуад Наджм в своих стихах высмеял лозунг «Нет звука громче, чем звук сражения» за то, что арабские режимы так часто использовали его для обмана.
Разумеется, никто не отрицает, что Израиль был и остается угрозой для своих арабских соседей. Народам следует напоминать об этом враге, однако зачастую арабские диктатуры злоупотребляют образом внешнего врага в целях, которые не имеют к нему никакого отношения. Мы также не должны забывать о том, что западные государства, представленные Соединенными Штатами и странами Европы, также использовали советскую коммунистическую угрозу на протяжении десятилетий в период «холодной войны», которая продолжалась до роспуска коммунистического блока в начале 1980-х годов.
Западные средства массовой информации преуспели в демонизации коммунизма и изображали его как врага, против которого должны подняться все западные народы. Действительно, западные народы сохраняло единство перед лицом Советского Союза и «красной угрозы» вплоть до распада советского государства.
Что сделали западные страны, когда Советский Союз рухнул, и исчезла коммунистическая угроза, которая на протяжении десятилетий служила для них в качестве пугала? Западные СМИ начали раздувать пожар вокруг так называемой «зеленой угрозы», то есть исламской угрозы, и мы видели, как главным предметом озабоченности западных СМИ на протяжении двух десятилетий стал «Аль-Каида» (запрещена в РФ — прим. ред.). Таким образом, народы этих стран стали воспринимать исламистов как новую угрозу, которая заменила собой угрозу со стороны коммунизма. Несмотря на появление «Исламского государства» (запрещена в РФ — прим. ред.) и использование его в качестве нового пугала в течение определенного периода времени, западные СМИ постепенно перестали уделять внимание этой угрозе, за исключением случаев, когда появлялась необходимость возродить ее с целью реализации тех или иных планов. После того, как исламская угроза стала исчезать, появилась необходимость создать нового внешнего врага в соответствии с положениями макиавеллизма. Когда Россия под руководством Путина стала возвращаться на международную арену и конкурировать с Западом более чем, на одном направлении, новое российское руководство стало восприниматься в качестве объекта, который мог бы стать таким внешним врагом. Вчера им был Советский Союз, а сегодня — Российская Федерация, и никто не удивится, если позже начнётся демонизация Китая, после того как он начнёт конкурировать с США по объёму ВВП.
Таким образом, можем ли мы рассматривать коллективное американо-европейское наказание России и высылку более 140 российских дипломатов из более чем шестнадцати стран за попытку отравить российского шпиона в Великобритании как точку отсчёта для объявления России в качестве нового врага Запада? Россияне опасаются возвращения холодной войны в новом обличье. Будет ли Россия новым врагом Запада в грядущие десятилетия? Подождем и увидим.