На самом деле то, что он продолжает существовать и нести свое послание о свободе и демократии в нынешнем нетерпимом российском культурном климате, — настоящее маленькое чудо.
Но в Ельцин-центре в Екатеринбурге посетителям действительно каждый день напоминают об иных ценностях, чем те, что сейчас поддерживает путинский режим. Сначала в музее, посвященном жизни и деятельности Бориса Ельцина, показывают компьютерный анимационный фильм, чье главное послание — «свобода». В тысячелетней российской истории выделяют те моменты, когда лидеры разрывали путы, сковывающие русский народ. Заканчивается фильм Ельциным.
Борьба за финансирование
Ельцин-центр ежегодно принимает более 250 тысяч посетителей, и сегодня, пожалуй, это единственное место в России, где представлено альтернативное видение истории с акцентом именно на демократию и свободу. Естественно, это послание раздражает консервативную культурную элиту в Москве. Ельцин-центру приходится все время биться за деньги с министерством финансов, которое полагает, что в деятельности центра «слишком много политики».
Все потому, что этот центр — не только музей Ельцина, но еще и девятиэтажный дом культуры, где проводятся выставки, лекции и концерты — все в свободолюбивом духе. По мнению критиков, Ельцин-центру стоило бы заниматься чем-то менее противоречивым, например, детской культурой, а не гражданскими свободами и правами.
Медведев и Путин
Пожалуй, кое в чем Ельцин-центру повезло: в России, по крайней мере пока, существует закон, согласно которому каждому почившему президенту положен собственный музей с библиотекой и архивом, точно так же как в США. Так что нынешним властям в России трудно бороться с Ельцин-центром. Ведь и Дмитрий Медведев с Владимиром Путиным в один прекрасный день получат в свою честь такой музей.
Но центру важно ощущать поддержку извне. Когда меня пригласили прочитать публичную лекцию о реформах Бориса Ельцина в Ельцин-центре, люди благодарили меня за это напоминание о плюрализме, царившем в 1990-е годы.
Некоторые же говорили, что я недооцениваю экономическую катастрофу того времени, и если это и была демократия, то она им такая не нужна. Другие рассказывали, что те годы были «самыми хорошими и свободными нашими годами».
А выводы о нынешнем положении в стране я после этого сделал сам.
Стиг Фредриксон — журналист, специализирующийся на России. Написал книгу «Борис Ельцин — реформатор, который так и не добился успеха» (Boris Jeltsin — reformatorn som inte nådde ända fram)