Крыму придется пережить кремлевскую пенсионную реформу вместе со всей Россией. Для тех крымчан, кто рассчитывал, что аннексия полуострова принесет повышение уровня жизни, это станет очередным горьким разочарованием. Причем, в отличие от Украины, где повышение пенсионного возраста сопровождалось постоянными политическими и общественными дискуссиями, в России власть не будет прислушиваться к возражениям граждан. Единственный российский политик, кто может попытаться организовать протест против возможного повышения пенсионного возраста, Алексей Навальный, не слишком популярен в Крыму.
Но самое важное, что стоит понять людям, воспитанным в советских традициях или мечтах о них — повышение пенсионного возраста неизбежно в любой стране, которая думает о своем выживании. Украина просто была намного беднее России, поэтому вынуждена была раньше отказаться от социалистического эксперимента. А теперь и российские чиновники вынуждены признать, что денег для сохранения прежнего уровня пенсионного возраста в бюджете просто скоро не будет.
И, как это ни парадоксально звучит, аннексия Крыма — одна из самых важных причин российской пенсионной реформы. Конечно, повышать возраст выхода на пенсию пришлось бы в любом случае, рано или поздно. Однако если бы нападения на Украину не было — то скорее поздно, чем рано.
Обыватель, который не сведущ в политике и экономике, как правило, реагирует на моментальную картинку «богатой жизни», нередко телевизионную. В России живут намного лучше, чем в Украине — да и пенсия там выше. Значит, и мне будет лучше в России, чем в Украине. Это — простая логика, с которой очень непросто спорить, цифры говорят сами за себя. Тем более, что после победы украинской демократии начинаются события, которые как будто бы только доказывают правоту этой логики: повышается пенсионный возраст, увеличиваются расценки на коммунальные услуги. Вот вам и результат Майдана!
Но теперь тот же обыватель должен попытаться ответить самому себе на вопрос: почему то же самое происходит уже не в Украине, а в России? Ведь в России никакого народного восстания не было, а Владимир Путин, с именем которого многие жители соседней страны связывают повышение своего благосостояния, готов править до бесконечности. И цены на нефть — этот главный, если не единственный реальный ресурс российской экономики — вновь поднимаются. Что же случилось?
А потому что существуют объективные тенденции. Население России стареет и уменьшается, энергоресурсы уже не могут обеспечить экономический рост. Плюс непомерные расходы на войну и конфронтация с цивилизованным миром — в ситуации, когда Россия отчаянно нуждается в поддержке этого самого мира. И результат — в бюджете России, в кошельках россиян, в их дальнейшей работе до поздней старости.
По-другому уже не будет — ни в самой России, ни в зонах ее оккупации и контроля.