На этой неделе проводится саммит НАТО. Американский президент Дональд Трамп занял самую критическую позицию по отношению к своим союзникам с тех пор, как существует этот оборонный союз, который не в состоянии совладать со своими силами и решить ряд проблем, вставшими перед ним. Ясно, что нарастающий конфликт между Трампом и европейскими странами повлияет на сотрудничество внутри Североатлантического альянса. В конце концов, никто не может забыть, какого мнения о НАТО американский президент придерживался в самом начале своего мандата. Его отношение было очень негативным, и несколько раз Трамп назвал альянс ненужным. После первого года президентства его позиция официально изменилась, однако и это произошло только из-за событий на внутренней политической арене. Поэтому члены НАТО обоснованно беспокоятся, не вернется ли Трамп к своей первоначальной позиции. Военный союз пребывает в глубоком кризисе, и многие сейчас призывают европейцев спасать эту международную организацию.
Организация Североатлантического договора (НАТО), так же называемая Североатлантическим альянсом, является межгосударственным военным союзом из 29 североамериканских и европейских стран. Союз основан на Североатлантическом договоре, который был подписан четвертого апреля 1949 года. НАТО представляет собой систему коллективной обороны: его независимые страны-участницы обязуются защищать друг друга в случае нападения любой внешней силы. Штаб-квартира НАТО находится в Харен в Брюсселе, а штаб Верховного главнокомандования войсками НАТО — недалеко от бельгийского города Монс. НАТО представляло собой нечто чуть большее, чем политическое объединение, до тех пор, пока Корейская война не расширила круг членов альянса и не была создана интегрированная военная структура под руководством двух верховных главнокомандующих из США.
Пятая статья Североатлантического договора, в которой от стран-участниц требуется прийти на помощь любому государству — члену НАТО, подвергшемуся вооруженному нападению, была активирована в первый и последний раз после терактов 11 сентября. Тогда в Афганистан были отправлены международные силы по обеспечению безопасности (ISAF) под командованием НАТО. С тех пор альянс стал заниматься рядом дополнительных задач, включая отправку инструкторов в Ирак, помощь в операциях по борьбе с пиратами. В 2011 году НАТО создал бесполетную зону над Ливией, согласно резолюции Совета безопасности ООН под номером 1973. Четвертая статья, где говорится только о необходимости консультаций между членами НАТО, активировалась пять раз после инцидентов в войне в Ираке, Сирийской гражданской войне и аннексии Крыма.
Со дня своего основания НАТО из объединения 12 стран за счет новых членов вырос до союза 29 государств. Самой последней на сегодня страной, которая вошла в НАТО пятого июня 2017 года, является Черногория. В настоящее время НАТО рассматривает Боснию и Герцеговину, Грузию, Македонию и Украину как претендентов на членство. В программе НАТО «Партнерство ради мира» участвует еще 21 страна, а еще 15 стран включены в институциональные программы диалога. Совместные военные расходы всех членов НАТО достигают более 70% от общего бюджета. Оборонные расходы членов должны составлять как минимум два процента ВВП каждой из стран к 2024 году. Однако все это теряет смысл, если Соединенные Штаты потребуют от государств НАТО немедленно повысить вклад в оборону.
НАТО переживет Трампа-президента, только если образует внутри НАТО нечто вроде союза тех стран в Европе, которые все еще ощущают сильную потребность НАТО в США, с канадцами. Вопрос в том, сколько их наберется — тех, кто готов отстаивать союз. Сейчас европейцы должны взять на себя намного большую часть ответственности и не потакать американскому президенту, чтобы наконец обрести некую уверенность в себе.
Американский президент резко раскритиковал Германию, поскольку она не выполнила свои финансовые обязательства. Германия — самое слабое звено в НАТО, хотя экономика у нее самая сильная в ЕС. Старая мантра, придуманная НАТО для сдерживания русских, немцев больше не устраивает. Европе же нужна Германия, которая может нести свою часть бремени, если Европа окажется в серьезной опасности. Но эта желаемая Германия очень отличается от нынешней, которая очень хотела участвовать в формировании оборонной политики и безопасности ЕС, чтобы найти финансы на все это где-нибудь в другом месте. Однако Трампу стоит проявить осторожность и не заходить в своих требованиях и угрозах слишком далеко. Это касается, например, спекуляций о том, что Трамп рассматривает возможность вывести 35 тысяч солдат из Германии, так как содержать их дорого, а Германия якобы игнорирует ситуацию. У Соединенных Штатов всегда были свои причины, чтобы сохранять свое военное присутствие в Европе, в частности в Германии, включая поддержку американских операций на Ближнем Востоке (например, с использованием авиационной базы Рамштайн или медицинского центра Ландштуль). Берлин предоставляет им определенные преимущества, поскольку покрывает около трети расходов Пентагона на содержание этих объектов. Судя по всему, в Белом доме об этом забыли.
Базовая концепция НАТО должна измениться. Североатлантический союз, каким мы его знаем по прошлым десятилетиям, приближается к своему концу. Одна из главных проблем заключается в том, что европейские союзники концептуально зациклились на периоде 1945 — 1989 года и не могут себе представить ничего другого. Трамп представляет государство, которое уверено, что Вашингтон слишком много платит за содержание альянса. И многие американцы, и левые, и правые, с ним согласны. Сегодня Белый дом и американский Конгресс интересуют, в первую очередь, не разговоры о «ценностях», «свободе» и «демократии», а то, насколько все готово к развертыванию европейских вооруженных сил. Правда в том, что американцы почти всегда рассматривали многонациональные организации (НАТО, ООН) как инструменты, которые в случае необходимости США могут использовать. Во время саммита в Брюсселе 11 и 12 июля вряд ли удастся избежать самого главного вопроса о НАТО: сможет ли эта организация выжить? Сегодня НАТО обязан своим выживанием идее о российской угрозе. Но как долго это еще продлится?
Республиканцы просто наблюдают, как президент Соединенных Штатов Америки подрывает западный союз. Трамп разрушает доверие к США, которые на протяжении десятилетий выстраивали отношения с западными союзниками, поскольку критикует самые основы этого союза, если не саму идею вообще какого-либо союза. Многие союзники считают, что таким образом Трамп, намеренно или нет, делит западный мир с Владимиром Путиным. Учитывая республиканскую поддержку национальной безопасности и демократических союзников, вскоре можно ожидать, что республиканские лидеры в Конгрессе выступят против подобной политики. Вопрос только в том, не будет ли уже слишком поздно.