Несмотря на напряженность в ливийско-российских отношениях, возникшую из-за решений ливийского лидера Муаммара Каддафи, которые он принял после американского вторжения в Ирак в 2003 году, главнокомандующий Ливийской национальной армией (ЛНА) генерал Халифа Хафтар взял на себя восстановление отношений с Москвой в надежде получить материально-техническую и военную поддержку.
Продолжение взаимоотношений между Триполи и Москвой
Официальный представитель ЛНА бригадный генерал Ахмед Аль-Мисмари заявил, что главнокомандующий ЛНА генерал Халифа Хафтар получил одобрение от ливийского народа на продолжение взаимоотношений с Москвой. Он подчеркнул, что ливийцы прекрасно знают о сложной ситуации в стране, поэтому они нуждаются в сильном союзнике, таком как Россия.
Взаимоотношения с Москвой, будь то официальные визиты или прибытие российских военно-морских судов или авианосцев, будут с радостью встречены ливийским народом, потому что он желает сильного союзника.
Аль-Мисмари ясно дал понять, что Россия успешно реализовала свою роль в Сирии. Москва проявила себя в военных действиях и в дипломатии. МИД России смог убрать всех посторонних, которые пытались лезть в сирийскую политику.
Официальный представитель ЛНА заявил, что в Ливии происходит то же самое, что и в Сирии. Он отметил, что ливийская проблема нуждается во вмешательстве со стороны России и лично президента Путина, удалении зарубежных игроков с ливийской арены, например, Турции, Катара, Италии.
Ливийское доверие
Эксперты считают, что надежды Ливии касательно Москвы, исходят из того, что Россия — сверхдержава, и ее слово будет услышано, если она обсудит эти вопросы с Италией, Турцией, а также Катаром, да и другими странами, например Суданом, с территории которого прибывают террористы.
«В военных вопросах мы надеемся на тесное сотрудничество и восстановление отношений с Москвой. Мы также с нетерпением ожидаем политического вмешательства России, чтобы другие страны перестали играть с судьбой ливийцев», — заявил Аль-Мисмари.
Министр обороны России Сергей Шойгу ранее заявил, что США уже опробовали стратегию неоколониализма в Ираке и Ливии. Она заключается в поддержке любых, даже самых диких идеологий для ослабления законных правительств.
Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов подтвердил поддержку российской стороной усилий, нацеленных на содействие основным ливийским политическим силам в скорейшем формировании на консенсусной основе дееспособной государственной власти в Ливии, обеспечивающей единство, территориальную целостность и суверенитет страны
Поддержка России
Главнокомандующий ЛНА генерал Халифа Хафтар посетил российский авианосец «Адмирал Кузнецов» в январе 2017 года, что фактически стало началом возобновления отношений между Россией и ЛНА на военном уровне. Годом ранее в течение нескольких месяцев российские беспилотники «Орлан-10» проводили разведывательные операции. Один из беспилотников упал в городе Аджабия. Это событие свидетельствует о растущем интересе со стороны России к полевому месторасположению ливийских бригад. После визита Хафтара на российский авианосец, ЛНА получила российские полевые орудия, а также запчасти для истребителей МиГ-23, принадлежащие ливийским военно-воздушным силам. Эта поддержка была несколько ограничена из-за эмбарго на поставки оружия, введенного в отношении Ливии.
По данным «Гольф Онлайн» (The Gulf Online), российская военная поддержка ограничивается воздушными операциями. Ранее с авиабазы «Хмеймим» в сирийской Латакии был запущен «воздушный мост» для перемещения раненых из национальной армии для лечения в российской полевой больнице. Российские военно-морские силы также усилили свое присутствие в районе неподалеку от ливийского побережья, а также провели несколько боевых учений на юге Кипра. А в феврале 2017 года правительство национального единства попросило премьер-министра Фаиза Сараджа выступить посредником между правительством и национальной армией.
Экономическая политика Москвы
Москва следует прагматической политике в отношении Триполи, поскольку ранее она была его союзником и имела исторические связи еще с 1955 года. Российско-ливийские отношения сложились после распада Советского Союза и признания Ливией России в 1991 году. Значительный сдвиг произошел в 2008 году во время визита премьер-министра России Владимира Путина в Триполи для встречи с Каддафи, которая привела к укреплению сотрудничества между двумя странами на всех уровнях и подписанию меморандума о взаимопонимании, содержащего контракты в дипломатических, экономических и технических сферах.
Россия списала Ливии долг в 4,5 миллиарда долларов в обмен на контракты на закупку российского оружия для ливийского военного арсенала. Триполи также выразил желание сотрудничать с Москвой в области атомной энергетики, желая воспользоваться российскими достижениями в области ядерных испытаний.
В январе 2010 года между двумя странами было подписано соглашение о поставках вооружения на сумму в 1,8 миллиарда долларов, в том числе на покупку истребителей серии «Су», танков и ракет противовоздушной обороны. Кроме того, Ливия согласилась увеличить контракты на вооружение до 2,4 миллиарда долларов.