По мнению доцента Хельсинкского университета, в случае с Сандармохом речь идет о политическом проекте, итоги которого были предопределены еще до начала раскопок.
Ни одно из утверждений России о том, что финны расстреливали советских солдат в Сандармохе, не соответствует действительности, считает Антти Куйяла (Antti Kujala), доцент Хельсинкского университета, изучавший вопрос расстрела военнопленных финнами. По его мнению, речь идет о политическом проекте, итоги которого были предопределены еще до начала раскопок.
«Похоже, что все сфабриковано. Специалисты приезжают на пару дней для поиска останков и сразу же находят то, за чем приехали. Цель этой операции — отвлечь внимание от людей, уничтоженных по приказу Сталина, и подорвать репутацию организации „Мемориал"», — считает Куйяла.
По словам историка, версия, согласно которой в Сандармохе могут покоиться тысячи или сотни убитых финнами военнопленных, даже в теории кажется невозможной.
Финляндия занялась выяснением судеб военнопленных сразу же после окончания Войны-продолжения (Советско-финская война 1941-1944 годов, прим. пер.), потому что СССР требовал этого в мирном договоре. Армия и Красный крест вели четкую регистрацию данных о причинах смерти военнопленных. Недавно Национальный архив Финляндии предоставил дополнительную информацию о судьбе военнопленных, так что не может быть никакого «тайного места массового расстрела» советских солдат финнами.
Согласно официальным данным, за годы Войны-продолжения были убиты в общей сложности 1019 советских военнопленных. Однако Куйяла также отмечает, что еще 200 солдат были застрелены до регистрации их данных.
«В Сандармохе не может быть тысяч расстрелянных финнами солдат, потому что их и в общей сложности не было так много».
По мнению Куйяла, у финнов вообще не было принято массово расстреливать военнопленных. Пленных иногда расстреливали по отдельности — для поддержания дисциплины и устрашения. Крупнейшей казнью, произведенной финнами, был расстрел 50 советских солдат на Карельском перешейке сразу же после того, как они попали в плен. Этот случай был рассмотрен на открытом судебном процессе после окончания войны.
«Если бы в одном месте были расстреляны сотни военнопленных, главный штаб узнал бы об этом из доносов сразу же, или — самое позднее — после окончания войны».
Куйяла напоминает, что Финляндия открыто призналась в плохом обращении с военнопленными. Около трети военнопленных погибли от болезней и голода. Согласно данным картотеки, в лагерях погибли примерно 19 тысяч советских военнопленных. Однако, по мнению Куйяла, это число достигает 22 тысяч.
Он считает, что недавно найденный при раскопках в Сандармохе кусок зеленой шинели не подтверждает причастности финнов к расстрелам. В годы Зимней войны Финляндия получила небольшое количество английских шинелей, но они были не зелеными, а коричневыми.
«И если были обнаружены английские шинели, то должны были быть найдены и английские пуговицы, но об этом ничего не сообщается».
По словам Куйяла, у англичан были зеленые шинели, но их использовали для маскировки в летнее время.
Во время Зимней войны в Финляндию поставлялись коричневые шинели, и Куйяла не располагает информацией о том, что их использовали в годы Войны-продолжения, например, в лагерях Восточной Карелии.
«Утверждение о зеленых британских шинелях взято из текста допроса сбежавшего военнопленного, который хранится в архиве Петрозаводска. Эти данные, бесспорно, неверные».
Согласно информации, полученной при раскопках, у всех обнаруженных советских солдат осталось пулевое отверстие на затылке. Руки были связаны за спиной, и у всех, за исключением одного, на ногах были валенки.
«Финны так не расстреливают, это стиль НКВД. Если в Финляндии проводили законный расстрел военнопленного, он смотрел стреляющему в лицо. Незаконный расстрел обычно проводился таким образом: военнопленному стреляли в спину и говорили, что тот пытался, например, сбежать», — рассказывает Куйяла.
В России также дали понять, что финны могли знать о том, что Сандармох — место расстрела советских граждан, и решили этим воспользоваться, как было и с советскими лагерями.
«Если бы финны обнаружили массовые захоронения в Сандармохе во время войны, они предали бы это международной огласке — как немцы поступили в Катыни. Кроме этого, Сандармох находился вблизи фронтовой линии. Зачем финнам нужно было отправлять туда убитых военнопленных, если их можно было похоронить рядом с лагерями?»
В России намекают на приглашение финских экспертов для выяснения подробностей расстрелов в Сандармохе. По словам Куйяла, на основании только таких исходных данных сотрудничество невозможно.
«Беспочвенная информация — это беспочвенная информация, и в такой ситуации политические переговоры невозможны».