Центральный банк России намерен принять наиболее ожидаемое за последние годы решение по базовой кредитной ставке.
После недели, в ходе которой рубль упал до двухлетнего минимума по отношению к доллару, а Центральный банк Турции резко поднял процентную ставку, чтобы остановить валютный кризис, обеспокоенные ситуацией на развивающихся рынках инвесторы ждут пятничного заявления главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной.
Набиуллина допустила возможность повышения ставки на прошлой неделе — потенциальную, впервые после трех лет сокращений, — перед лицом геополитической напряженности, включая санкции США в отношении России и потрясения на развивающихся рынках.
«Факторов в пользу снижения ставки не так много. Присутствует значительное количество факторов в пользу ее сохранения [на уровне 7,25%] и появилось несколько новых факторов, которые позволяют поставить вопрос о повышении ставки», — сказала она.
Турция, чья лира является худшей валютой развивающегося рынка в этом году, повысила в четверг ставку на 625 базисных пунктов, до 24%, с целью остановить падение валюты. Этот шаг был сделан, несмотря на давление со стороны президента страны Реджепа Эрдогана, который считает, что высокие ставки способствуют ускорению, а не сдерживанию инфляции. В четверг он также сказал, что такие ставки являются «инструментом эксплуатации».
В настоящее время Кремль оказывает на Набиуллину беспрецедентное давление с целью снизить базовую ставку, которая составляет 7,25%, чтобы помочь стимулировать рост для оплаты расходов на реализацию амбициозных планов президента Владимира Путина.
Призывы к сокращению вызвали распродажу активов инвесторами, которые обеспокоены независимостью Центрального банка. В результате на этой неделе впервые за два года курс национальной валюты снизился до уровня почти 70 рублей за доллар.
В то время как большинство экономистов ожидают, что Набиуллина в пятницу сохранит ставку на прежнем уровне, по мнению других, чтобы остановить падение рубля, ей придется поднять её, поскольку инвесторы обеспокоены падением курса аргентинского песо и турецкой лиры, которое может распространиться на другие развивающиеся рынки. В этом году рубль потерял 20% своей стоимости по отношению к доллару.
«В то время как, согласно последней риторике [Центрального банка], волатильность рынка обусловлена временными факторами, связанными […] с геополитическим давлением, […] растет ощущение, что [им], возможно, придется действовать упреждающе, — а может быть и против своего желания, — и обеспечить повышение ставки», — сказал главный экономист Citi по России и СНГ Иван Чакаров.
Набиуллина и раньше переживала глобальные экономические штормы. За свои усилия по стабилизации рубля, когда в 2014 году в результате падения цен на нефть курс валюты снизился вдвое, она удостоилась от Владимира Путина высокой оценки и широкой самостоятельности.
Ставки, которые в разгар спада 2014 года она резко повысила до 17%, были постепенно снижены, поскольку инфляция упала до уровня ниже четырех процентов. Набиуллина также закрыла более 300 банков из-за опасений по поводу их производительности и коррупции, хотя многие из них были связаны с влиятельными политическими деятелями.
Политическое давление, оказываемое с целью снизить ставку, несмотря на потрясения и санкции США против России, подвергло испытанию ее непреклонность.
На этой неделе рубль упал после заявления главного экономического помощника Путина Андрея Белоусова, который сказал, что повышение ставки будет «крайне нежелательным», потому что это замедлит приток инвестиций и увеличит бюджетные расходы.
Но нестабильная геополитическая обстановка заставила главу Центрального банка ужесточить свою риторику.
«Менее полугода назад большинство наблюдателей ожидали, что в 2018 — 2019 годах [Банк] снизит ставку до 6-7%, а иностранцы владели рекордно высоким уровнем [внутренних облигаций] в размере 34,5% рынка», — отметил главный экономист «Ренессанс капитал» Олег Кузьмин.
«Сейчас иностранцы продали [около] 20% своих [внутренних] облигаций, и все смотрят, когда и как [Банк] может повысить ставку».
Набиуллина утверждает, что ее политика никак не повлияет на цели Кремля. «Есть предел тому, что может сделать денежно-кредитная политика. Она не может повысить потенциал роста», — сказала она на лекции в МВФ на прошлой неделе.
Партнер консалтинговой компании «Марко эдвайсори» (Macro Advisory) Крис Уифер заявил, что после недавнего падения курса рубля и одновременного роста инфляции с 2,1% в июне до 3,1% в августе Набиуллина будет склоняться к повышению ставки.
Но, по его словам, «аргументом правительства является слабость рубля, — это прямой результат внешней политики, а не внутренней экономики, поэтому повышение ставки не поможет. Оба этих фактора имеют смысл из-за той роли, которую играют санкции».