Члены эксцентричной грузинской политической группы спустили штаны перед российскими пограничниками. По их заявлению, они будут продолжать делать это в знак протеста против присутствия российских военных на сепаратистских территориях Грузии. Своим привлекающим внимание жестом либертарианская партия «Гирчи» («Сосновая шишка») пыталась показать — вместе с тем, что у них пониже спины — свое намерение продолжать выходить за рамки грузинских политических норм.
Этот «флешмоб» стал реакцией на продолжающийся передел Москвой грузинских границ, который производится с помощью постройки стен вокруг отколовшейся Южной Осетии. 10 ноября члены «Гирчи», среди которых был возглавляющий партию Зураб Джапаридзе, подошли к де-факто пограничной линии и устроили этот импровизированный акт неповиновения. «Мы пытались придумать, как показать миру, что Россия делает что-то нехорошее в очередном месте», — рассказал Джапаридзе в последующем интервью.
Российские военные, возможно, и были ошарашены, но Россия на случившееся никак не отреагировала. Отголоски «тыловой» акции «Гирчи» можно было почувствовать в основном лишь в грузинской внутренней политике.
Многим грузинам показалось, что акция партии была издевательством над в действительности мрачной ситуацией: тысячи грузин не могут вернуться в свои дома в поддерживаемых Россией самопровозглашенных республиках Южная Осетия и Абхазия. Тех, кто пытается, регулярно арестовывают российские военные, защищающие фактическую независимость этих регионов от Грузии.
Но некоторые встали на защиту акции, утверждая, что демонстрация голых ягодиц — проверенный временем способ открытого неповиновения империалистическим сюзеренам. «Шотландцы делали то же самое по отношению к своим английским врагам», — заметил один из комментаторов на довольно популярной странице «Гирчи» в Facebook.
Чтобы слово об их политической программе по ослаблению государственного регулирования и сокращению роли правительства разнеслось дальше, «Гирчи» разместили на сайте всплывающее окно с фотографией обнаженной женщины и подписью: «Больше свободы, больше секса — #джапаравпрезиденты.» На другой с фотографии улыбается молодой человек, а подпись гласит: «Я не обещаю увеличить твой размер».
В еще одной рекламе — видео в интернете — Джапаридзе изъясняет свое видение, катаясь на мопеде с соратниками, одетыми в костюмы животных. «На этих выборах мы все на одной стороне, а на другой — собрание бессмысленных и отставших от жизни лицемеров, которые готовы на все ради власти», — говорит Джапаридзе в ролике.
Любителя марихуаны Джапаридзе задержали за день до президентских выборов за попытку провести «Фестиваль легализации марихуаны» в общественном парке. Ранее в этом году Джапаридзе выиграл дело в конституционном суде, в результате чего было отменено уголовное наказание за употребление каннабиса. При этом многие законодательные ограничения продолжают действовать, и по всей стране бурлят дебаты о легализации марихуаны.
В день президентских выборов 28 октября Джапаридзе запостил селфи, на котором он делает умоляющий жест, упрашивая голосовать за себя.
Все эти проделки принесли плоды. Фото и реклама кампании Джапаридзе разнеслись по социальным сетям и новостным СМИ. Ему удалось привлечь взгляд многих граждан, не воспринимающих всерьез ни политические элиты, ни традиционную оппозицию, а также выступающих за легализацию марихуаны.
Джапаридзе набрал 2,26% голосов в первом туре, чего было недостаточно для участия во втором. Но этот результат сравним с показателями кандидатов, выдвинутых известными политическими объединениями — неплохое начало для первых выборов у такой молодой партии, заявили в самой «Гирчи». Может, Джапаридзе и не выиграл, но «ничто не победит идею свободы», написал он в Фейсбуке, добавив, что «Гирчи» удалось создать «новый феномен» в грузинской политике.
В какой-то степени это правда. Способность не воспринимать себя слишком серьезно — то, чего еще не было ни у одной грузинской партии, где в политике доминирует одетый в строгий костюм официоз с неприветливым лицом.
Созданная в 2015 году «Гирчи» утверждает, что миссия партии — продвигать либертарианские взгляды и изменить саму суть политической жизни Грузии. Спорные пиар-акции стали ключевым элементом стратегии партии с самого ее возникновения. Так, например, они создали церковь, чтобы помогать молодым людям избегать призыва в армию, делая их священниками.
Смогут ли такие фокусы сделать «Гирчи» мейнстримной политической партией — открытый вопрос, но они не собираются останавливаться на достигнутом. «Мы можем начать делать это на постоянной основе, — сказал Джапаридзе об обнаженном протесте. — Чтобы [русские] знали, что каждый раз, когда они устанавливают эти посты, туда придут люди и покажут им свои задницы».