Русские проложили газопровод в Турцию по дну Черного моря быстрее, чем ожидалось. Однако «Турецкий поток» — не только газопровод. Это еще и символ общих интересов.
Это было настоящее шоу, когда трубоукладчик «Пиониринг спирит» (Pioneering Spirit) длиной почти полкилометра и шириной 124 м медленно продвигался по Босфору. Как говорят, самый большой корабль в мире со всеми своими надстройками похож на небольшой город. Прежде чем подойти к поселку Кыйыкёй во Фракии, он проложил газопровод длиной 1800 км по дну Черного моря. В конце 2019 года от Анапы на северо-восточном берегу Черного моря до поселка Кыйыкёй на западе впервые пойдет газ. Как только будет запущена вторая нитка, «Турецкий поток» начнет ежегодно поставлять в Турцию 31,5 миллиарда кубометров российского газа. По «Голубому потоку» ежегодно осуществляются поставки 16 миллиардов кубометров. Укладкой труб занималась зарегистрированная в Швейцарии компания «Олл сис груп» (All Seas Group). Благодаря хорошей координации работы по укладке трубопровода до противоположного берега были завершены на месяц раньше, отмечает компания «Турк стрим» (Turk Stream).
Ведущую роль в проекте играет Газпром. Он хочет использовать одну нитку для поставок на турецкий рынок, а вторую — для поставок в страны ЕС. Пройдет ли вторая нитка через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию или же через Грецию в Италию, пока не решено.
Замена «Южному потоку»
В любом случае новый проект стал заменой заблокированного из-за ЕС проекта газопровода «Южный поток». С его помощью Россия в начале 2010-х годов планировала совместно с европейскими партнерами поставлять газ по дну Черного моря и через Балканы в Центральную Европу. Но европейское сопротивление усилилось после аннексии Крыма Россией, и в декабре 2014 года Газпром капитулировал.
ЕС требовал от России принять положения так называемого Третьего энергетического пакета, согласно которому, одна и та же компания не может быть одновременно и оператором трубопровода, и поставщиком газа. На обе роли претендовал Газпром, российская сторона приводила аргументы, напоминая, что договоры заключались до введения новых правил, которые не могут действовать задним числом. ЕС придерживался жесткой позиции, несмотря на протесты итальянских (Eni), французских (EdF) и немецких (BASF) партнеров. И страны Балкан, предвкушающие будущие транзитные пошлины, были разочарованы. Но все же проект похоронили.
«Турецкий поток» и «Южный поток»
Некоторое время спустя Владимир Путин возродил проект в виде «Турецкого потока», имя которому разрешено было выбрать Эрдогану. Облик трубопровода также изменился. На этот раз Москва хочет осуществлять поставки только до внешних границ ЕС, а способ забора газа оставить на усмотрение европейской стороны. Вопрос, что из этого выйдет, пока остается открытым. Газпром ведет переговоры с европейскими партнерами об участке трубопровода между Грецией и Италией.
Турция как газовый хаб
Турция несказанно рада новому газопроводу. Несмотря на экономический кризис, ее энергетический голод растет. В 2017 году потребление газа в стране составило 53,5 миллиардов кубометров, что на 20% выше, чем в предыдущем году. Но турки хотят не только потреблять газ, но и направлять его дальше и распределять. Эрдоган поставил себе цель сделать из Турции важный газовый хаб в Европе.
Турция является вторым по величине после Германии покупателем российского газа. Однако Анкара не боится слишком сильной зависимости от Москвы. Благодаря своему расположению она также является рынком сбыта для иранского и азербайджанского газа и, кроме того, покупает СПГ из Алжира и Нигерии.
Россия при помощи «Турецкого потока» преследует не только экономические, но и стратегические цели. Она ослабляет Киев, поскольку систематически отрезает Украину от своих трубопроводов, лишая ее роли страны-транзитера. Когда будет запущен трубопровод «Северный поток — 2», по которому российский газ пойдет через Балтийское море в Германию, Москва еще на один шаг приблизится к своей цели. В 2017 году через Украину осуществлялись поставки 80 миллиардов кубометров. Этот объем в обозримом будущем может пойти по морскому дну на севере и юге страны.
Новая общность интересов
«Турецкий поток» представляет собой также и символ заново открытой общности интересов между Россией и Турцией. В Аккую на побережье Средиземного моря русские строят первую АЭС в Турции, а турецкая армия хочет закупать российские системы С-400. И в Сирии обе державы проводят прагматичное сотрудничество со схожими интересами.