Новое правительство Швеции хочет запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 года. Транспорт должен перестать использовать ископаемое топливо, вместо этого автомобили будут ездить на электричестве или биотопливе. Однако возникает много вопросов, как это удастся осуществить на практике.
Всего лишь через 10 лет с небольшим в Швеции нельзя будет продавать новые автомобили, работающие на ископаемом топливе. Вместо них политики возлагают надежды на то, что электромобили будут развиваться и станут дешевле.
Этот запрет — один из 73 пунктов январского соглашения, которое новое правительство заключило со своими партиями поддержки, Партией Центра и Либералами. Мнения шведов о запрете разделились: часть полагают, что это необходимый аспект заботы о климате, другие настроены скептически и не верят, что это удастся.
«Я считаю, что это мудрое решение. Оно подстегнет развитие альтернативного транспорта. И учитывая, как идут дела с глобальным потеплением, срочные и радикальные меры необходимы», — говорит Андерс Уддхольм (Anders Uddholm), заправляя свою машину на стокгольмской заправке.
«В перспективе это, конечно, хорошо, но, возможно, стоит сделать мягкий переход, а не просто перескочить, как хотят многие политики, желая поднять себе рейтинг», — говорит Лассе Вреде (Lasse Wrede).
Вреде сам водит дизельный автомобиль и надеется, что, возможно, лет через десять уже пересядет на машину с другим топливом, но не уверен в этом.
«Я думаю, тогда все еще актуальнее всего будут дизель и бензин, может быть, немного популярнее станет электричество. Но и за производство электромобилей надо платить, а это уже не так экологично, верно? Может, сначала стоит докататься на уже существующих автомобилях, а инвестиции начинать позже», — рассуждает Вреде.
Получится ли использовать биотопливо в будущем?
В прошлом году лишь 2% от всех проданных в Швеции новых машин были электрическими и 6% — гибридными. Более 90% новых машин — обычные бензиновые и дизельные, свидетельствует статистика «Бильсвиден» (Bilsweden).
Профессор Йоран Финнведен (Göran Finnveden) занимается анализом экологических стратегий в Королевском технологическом институте в Стокгольме. По его словам, прежде чем запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей можно будет воплотить в жизнь, многое еще предстоит выяснить.
«Важно решить, как можно будет продолжать использовать биологическое топливо, ведь в принципе на нем работают те же самые машины и двигатели, в которых можно использовать биодизель, или этанол, или газ. Вопрос в том, как осуществить это на практике».
Другой вопрос, который нужно решить, касается правил торговли: как их составить так, чтобы они работали.
Автомобили без использования ископаемого топлива требуют и электричества, и биотоплива
Правительство Швеции в последние годы оказывало экономическую поддержку многим предприятиям, разрабатывающим новое биологическое топливо. В том числе используется талловое масло от лесной промышленности и лигнин из отходов бумажной индустрии.
И автомобильная индустрия, и природозащитные организации высказали критику в связи с тем, что биотопливо не было упомянуто в правительственном соглашении.
Йоран Финнведен считает, что просто-напросто нужны как электромобили, так и автомобили на биотопливе, чтобы переход на транспорт без применения ископаемого топлива вообще был возможен.
«Юле»: Насколько велика будет доля электрических автомобилей к 2030 году?
«Этот вопрос остается открытым. Можно себе представить, что будет и транспорт на биотопливе, и электромобили, а также гибриды. Ясно, что мы стремимся к большому количеству электромобилей, но едва ли будут только они», — говорит Финнведен.
По его мнению, электромобиль станет самым распространенным транспортным средством в городах, а машины на биотопливе, возможно, будут больше использоваться в сельской местности.
Адаптация к изменениям климата должна быть справедливой, чтобы иметь успех
Климатические цели нового правительства амбициозны, но они необходимы для того, чтобы выполнить договоренности, достигнутые в Парижском соглашении, считает Финнведен.
«Ведь мы должны вытеснить автомобили на ископаемом топливе. Прекратить продавать автомобили на ископаемом топливе примерно в 2030 года необходимо, чтобы продвинуться вперед и добиться нейтрализации влияния на климат к 2045 году».
Во Франции возникло протестное движение «Желтые жилеты», когда президент Эммануэль Макрон сообщил, что цену на ископаемое топливо повысят. Люди с низкими доходами посчитали несправедливым, что они должны платить за борьбу с климатическими изменениями.
В Швеции тоже поднималась проблема справедливости как вопрос, который правительство должно учитывать при запрете бензиновых и дизельных автомобилей.
«Если мы хотим преуспеть в нашей борьбе с изменениями климата, то все люди должны быть в одной лодке. Это должна быть адаптация, которую все будут воспринимать как справедливую и действенную. Нельзя наказывать отдельные группы, будь то жители сельской местности, люди с низкими доходами или другие, для всех должны быть приемлемые варианты», — говорит Финнведен.
Финнведен призывает найти правильный баланс между штрафами за нанесение вреда климату и наградой за то, что экологично. Правительство пытается это делать в том числе и через налоги.
«Я думаю, что важно все время работать над мерами, которые помогают людям находить хорошие альтернативы и решения. Это так же важно, как и наказание за плохие альтернативы».
Шведское правительство не хочет довольствоваться запретом на новые бензиновые и дизельные автомобили в одной только Швеции. В правительственном соглашении указано, что шведские власти будет продвигать аналогичный запрет и на уровне всего Европейского союза.