Москва — Существует анекдот, который был особенно популярен в тяжелые времена, наступившие после распада СССР. Один русский говорит другому: «Все то, что наши старые советские начальники говорили нам о коммунизме, было ложью. Однако все то, что они говорили нам о капитализме, оказалось правдой». В этом анекдоте отражается та амбивалентность, которая до сих пор определяет отношение россиян к развалу монстра — СССР, который произошел почти три десятилетия назад, а также к его замене, по сути, на определяемую рынком форму государственного капитализма.
Как и во многих западных странах, в России существует широко распространенное разочарование по поводу той системы, которая, судя по всему, не способна обеспечить экономическое процветание для значительной части населения. В то же время, Россия переживает неожиданный всплеск ностальгии по СССР, и сегодня почти две трети жителей страны выражают сожаление по поводу развала Советского Союза. Возможно, это связано с отдельными воспоминаниями о бесплатном образовании, бесплатном медицинском обслуживании, о полной занятости, обо всем том, что было гарантировано советским «государством всеобщего благосостояния».
В этот момент на сцене появляется Сергей Демкин и его быстро растущее движение «Союз ССР». Этот бывший нефтяной трейдер создал «профсоюз» под названием «Союз ССР» для тех людей, которые хотят отстаивать свои экономические и социальные права как «советские граждане», а также бороться против того, что они считают плохо функционирующей и незаконной новой реальностью. Они не отрицают, что СССР больше не существует, они просто настаивают на том, что его юридический дух продолжает жить.
«Мы не можем продолжать жить так, как мы это делали раньше, — говорит г-н Демкин. — Разумеется, Советский Союз нельзя восстановить. Чиновники Российской Федерации пришли на смену советским чиновникам, однако то государство, которым они руководят, не является социальным, как это было в случае с СССР. У нынешнего государства плохое медицинское обслуживание, плохая система образования, людей эксплуатируют ради получения прибыли, а суды не работают так, как они должны это делать. Мы хотим добиться того, чтобы государство подчинялось своим собственным законам. Чиновники должны быть слугами народа».
Влияние неоплаченных счетов
Растущая ностальгия по поводу переставшей существовать сверхдержавы вместе с масштабными, постоянно усугубляющимися экономическим проблемами и разочарованием по поводу существующих политических институтов, — все это потенциально представляет собой мощную социальную силу. Однако не следует ожидать, что россияне в ближайшее время организуют свою собственную версию акций протестов «желтых жилетов» во Франции. Опросы постоянно показывают, что значительное большинство жителей России не намерены выплескивать на улицы свои протестные настроения, и это, возможно, еще один аспект советского наследия.
Однако Демкин настаивает на том, что он не заинтересован в реализации подобных политических целей. «Мы не собираемся выходить на улицы, организовывать митинги или призывать к чему-то людей, — подчеркивает он. — Наша цель — повысить сознательность».
По имеющимся данным, «Союз ССР» насчитывает в своих рядах более 15 тысяч членов, а его 170 филиалов образованы в разных частях России, особенно на Дальнем Востоке. Это движение не зарегистрировано как общественная организация и, по крайней мере, пока на нее, похоже, власти не обращают пристального внимания.
Избранная тактика, связанная с отказом оплачивать счета до того момента, пока государство не начнет выполнять свои обещания, может показаться своего рода донкихотством для жителей Запада, однако в России она может получить распространение.
Ранее в этом месяце суд в Чечне принял решение, в соответствии с которым российский монополист Газпром должен списать долг жителей этой республики за газ в размере 135 миллионов долларов, и сделано это было после предупреждения прокуроров о возможности «повышения социальной напряженности». Газпром опротестовал это решение, однако имеются признаки того, что и другие регионы России могут использовать подобную тактику.
Члены организации Демкина говорят о том, что они настроены решительно. «Я не тот человек, которого можно легко напугать, — говорит Владимир Петров, отставной военный и один из основателей «Союза ССР». — Наша задача состоит в объединении людей. Когда в наших рядах будет миллион членов, мы станем большой силой, и власти вынуждены будут к нам прислушиваться».
Советское наследие
Разнообразные сигналы свидетельствуют о том, что народное недовольство в течение последних пяти лет увеличивается на фоне стагнирующей экономики и роста цен. Общественное недовольство стало особенно заметным в результате произведенной Кремлем отмены пенсионных льгот советской эпохи, а также из-за других реформ системы социального государства. Более половины жителей России не довольны проводимой правительством социальной и экономической политики и хотят, чтобы оно ушло в отставку.
Однако растущие коммунальные платежи, похоже, становятся наиболее острым вопросом. По словам представителей Газпрома, долги жители России только за неоплаченный газ составляют почти полмиллиарда долларов. «Коммунальные тарифы увеличиваются каждый год. Не было ни одного года посла развала СССР, чтобы они не повышались, — говорит Екатерина Шульман, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). — Люди берут кредиты, и растущая кредитная нагрузка превращается в отдельную проблему. Людям необходимы потребительские кредиты для того, чтобы свести концы с концами (примечание редакции: в оригинальной версии этой статьи использовалась другая транскрипция фамилии г-жи Шульман).
Элемент советской ностальгии — один из факторов, который сильно отличает российскую политическую культуру и ее внешние проявления от сегодняшнего Запада, отмечет Михаил Черныш, эксперт Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. «Политика нынешнего государства направлена на дальнейшее разрушение советской системы всеобщего благосостояния, а не на создание адекватной замены ей. Во времена Советского Союза в каждом районе была своя поликлиника, а сегодня есть такие места, где люди вообще не имеют доступа к медицинским услугам, — отметил он. — Социальное неравенство явно увеличивается. Сегодня представители российской элиты имеют все привилегии, основанные на богатстве, однако они не чувствуют никакой ответственности за проблемы, которые испытывает общество… Советское государство провозглашало равенство в качестве своей главной цели, и люди это помнят. Советское наследие и состоит в устойчивом требовании социальной справедливости, равенства — в том смысле, что богатство должно быть законным образом заработано и должно служить общественным интересам.
«Следует сказать, что у людей весьма избирательная память по поводу Советского Союза. Люди не хотят вновь столкнуться с дефицитом, с репрессиями, с отсутствием невозможности выезжать за границу или свободы вероисповедания. Никто не хочет, чтобы что-либо из этого списка вернулось. Однако сегодняшний политический контекст формируется теми людьми, которые мечтают о мифологическом Советском Союзе, о социально ориентированном государстве, которое делает приоритетом потребности людей», — добавляет он.
«Кто представляет людей?»
Некоторые люди обвиняют Демкина в том, что он пытается извлечь прибыль из своей политической деятельности. По их мнению, он больше всего заинтересован в получении членского взноса в размере 15 долларов с каждого нового члена движения, который впоследствии должен выплачивать в месяц примерно 3 доллара. Демкин отрицает подобного рода обвинения и настаивает на том, что все деньги направляются на расширение самой организации. «Речь идет об исполнении законов. Кто представляет людей? В парламенте представлены лишь политические партии; люди их не избирают… Наш союз приобретает формы профессионального союза, он представляет собой организацию из числа обычных людей, объединившихся для защиты своих прав», — говорит он.
Какой бы ни была на самом деле мотивация Демкина, тот большой интерес, который вызывает «Союз ССР», судя по всему, является знаком времени. «Этот союз похож на популистский проект, ориентированный на определенный сегмент общества, — говорит Дмитрий Орешкин, глава расположенной в Москве независимой аналитической группы «Меркатор». — Они что-то обещают людям, говорят о том, что будут защищать их права, однако не дают никаких гарантий. Я не удивлюсь, если в какой-то момент его лидеры пустятся в бега…»
«В то же самое время проект показывает, что существует общественная потребность в такого рода организациях. Государство не выполняет свою работу, и поэтому люди ищут альтернативные варианты. В будущем подобные новые организации будут незарегистрированными, независимыми, и в конфликтных отношениях с властями. Возможно, какие-то из них окажутся липовыми, но некоторые, может быть, будут, на самом деле, защищать права людей, — говорит он. — Но пока можно с уверенностью говорить о том, что такого рода групп будет больше».
В работе над этой статьей приняла участие Ольга Подольская (Olga Podolskaya)