В пятницу США заявили, что приостанавливают выполнение своих обязанностей по договору о контроле над вооружениями времен холодной войны с Россией.
«Слишком долго Россия безнаказанно нарушала Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, тайно развивая и разворачивая запрещенную ракетную систему, составляющую прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом», — сказал президент США Дональд Трамп в своем заявлении, анонсируя решение.
США полностью выйдут из договора 1987 года в течение шести месяцев, «если Россия не вернется к его выполнению, уничтожив все запрещенные ракеты, пусковые установки и соответствующее оборудование», — указал Трамп в своем заявлении.
Подписанный президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым договор запрещает изготовление ракет дальностью 500 — 5500 километров. США угрожали выйти из него в ближайшие месяцы. Чиновники заявляют, что Россия развернула четыре батальона ракетной системы «Новатор» 9M729 наземного базирования, которые — как сообщается, вместе насчитывают 100 ракет, имеющих дальность, запрещенную условиями договора.
«Россия ставит под угрозу интересы безопасности США, — сказал госсекретарь Майк Помпео во время брифинга в Вашингтоне. — На России лежит ответственность изменить этот курс».
Тогда же НАТО выразили свою поддержку решению США, возлагая вину за крушение договора на Россию.
Россия отрицает обвинения США, заявляя, что действует в рамках договора, и выход оттуда США может привести к гонке вооружений. И многие эксперты говорят, что Россия игнорировала правила годами, нанося США стратегический военный вред.
«Длительные попытки правительства США в течение последних пяти лет убедить Россию вернуться к соблюдению договора провалились. Все американские требования и попытки встречали ложью, уклонениями и отрицанием «, — сказал Томас Шпор, директор Центра национальной обороны «Эритаж фаундэйшн» (The Heritage Foundation).
«Когда одна сторона придерживается двустороннего договора по контролю над вооружениями — это неприемлемо, — сказал Шпор. — Поэтому США неохотно вынуждены были выйти из Договора и будут размышлять, какие меры сейчас следует принять».
На Украине на фоне ее нынешней войны с Россией и ее сателлитами новости о выходе США из договора в целом восприняли с радостью — пусть даже с трепетом.
«Администрации и Обамы, и Трампа пытались использовать дипломатические средства, и им не удалось. Поэтому логично было принять такое решение, особенно после 2017 года, когда стало известно, что Россия не только испытывала системы 9M729, но и начала их разворачивать», — говорит Николай Белесков, аналитик по вопросам обороны Института мировой политики.
Александр Хара, заместитель председателя Института стратегических черноморских исследований, указывает на то, что Китай не является стороной договора, что ставит США в невыгодное стратегическое положение. «Выход США — это просто отражение новой реальности, где Россия правил не соблюдает, а Китай не демонстрирует желания присоединиться к соглашению», — сказал Хара.
Украинские военные до сих пор задействованы в ежедневном противостоянии гибридным силам — поддерживаемым Россией сепаратистам, иностранным наемникам и российским регулярным войскам в Донбассе, восточном регионе Украины.
Это статичный, ограниченный в территории конфликт происходящий преимущественно в окопах и на укрепленных позициях вдоль примерно 400-километровой линии фронта. Бои ведутся на расстоянии с использованием огнестрельного оружия типа минометов, выстрелов из танков, ракетных комплексов и артиллерии. Снайперы — это летальная угроза, а также мины и самодельные взрывные устройства.
С апреля 2014 на войне потгибли более 13 тысяч человек, согласно январскому отчету ООН, отметившему существенный скачок в подсчетах декабря 2018-го, когда количество жертв составило около 10 тысяч 300 человек. В среднем каждые три дня погибает один украинский солдат. И гражданские все еще тоже погибают. Согласно данным ООН, 279 человек были убиты или ранены на этой войне в 2018 году.
В последнем отчете ООН говорится, что общее число погибших в результате войны составляет 3 тысячи 300 мирных жителей, 4 тысячи украинских военных и 5 тысяч 500 боевиков со стороны поддерживаемых Россией сепаратистских сил. Что касается самих военных потерь, то на Украине они примерно соответствуют общему количеству погибших военных в США во время войны в Ираке.
Кроме ведения конфликта на Донбассе, по утверждению Киева, Россия накапливает сухопутные войска вдоль границы с Украиной и в Крыму — территории, в которую Россия вторглась и отобрала у Украины в 2014 году.
Что касается украинской национальной безопасности, Белесков говорит, что влияние выхода Америки из договора в целом зависит от того, будут ли США — после освобождения от его условий — разворачивать новые ракетные системы в Европе.
«Россия боится, что США могут развернуть эти новые ракеты на Украине, — говорит Белесков. — При таком гипотетическом сценарии России может угрожать серьезная опасность, и они обещают превентивную войну. И эти российские страхи преувеличены, и я не верю в такой вариант».
В прошлом году война из Донбасса перекинулась на море. 25 ноября 2018 морская конфронтация с Россией вблизи Керченского пролива побудила Украину привести своих военных в полную готовность и объявить военное положение в 10 областях, граничащих с территорией конфликта и представляющихся наиболее уязвимыми для российского вторжения.
Сейчас период военного положения закончился, но Украина развивает свои военные силы вдоль побережья Азовского и Черного морей, чтобы отразить возможное вторжение российского десанта.
Некоторые украинские эксперты опасаются, что со временем Россия может использовать свое присоединение к договору ради новых уступок в сфере безопасности в Европе, включая, например, отказ от принятия Украины в ЕС или НАТО. А также, если Россия больше не обязана по крайней мере делать вид, что она придерживается условий договора, это может открыть дорогу новым военным угрозам для Украины.
«Учитывая враждебную политику России в отношении Украины — такую же реальную, как и гибридная война — этот тип вооруженного комплекса составляет прямую угрозу нашей безопасности», — говорит Хара, имея в виду российские крылатые ракетные системы 9M729.