К 40-летию революции: имам Хомейни бросил вызов Западу и победил (Al-Mayadeen, Ливан)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Он открыто выступил против колониальных амбиций Запада и Израиля на Ближнем Востоке. Благодаря его непоколебимым идеологическим позициям Иран годами поддерживал силы сопротивления, несмотря на заговоры союзников в период ложной «арабской весны». Египетский мыслитель на страницах «Аль-Маядин» объясняет, чему стоит поучиться современным арабским лидерам у легендарного имама Хомейни.

В 1987 году я заканчивал работу над диссертацией на соискание степени кандидата политических наук в Каирском университете. Тема исследования — «Исламское возрождение в Египте и Иране в 1970-х гг.». Один из профессоров спросил меня: «Почему вы поддерживаете Хомейни (так его называли в арабских СМИ в то время) и его революцию, хотя она служит интересам западного проекта и не противостоит Израилю, а будет его союзником, как и шах?» Исправив имя иранского лидера на «имам Хомейни», я ответил: «Ваш анализ и его результаты, мой профессор, неверны, и время покажет это. Начало революции, идеи ее лидеров, прежде всего этого шейха-революционера, свидетельствуют о том, что результаты будут совсем не такими, как вы думаете».

В те дни Египет и весь регион были расколоты из-за Саддама Хусейна и его преступной войны, навязанной Ирану и спонсируемой Саудовской Аравией, другими государствами Персидского залива и Соединенными Штатами. Этот исторический заговор был призван подавить зарождающуюся в Иране революцию и отвлечь от стратегических целей, которые были обозначены для нее в 1979 году.

Много воды текло под мостами Ближнего Востока, игроки продолжали устраивать заговоры против Тегерана, но он победил и нанес поражение Саддаму и странам Персидского залива, которые боролись друг с другом и в 90-е, и в 2000-е. Он запустил в небо над Ближним Востоком стратегическое видение Исламской революции и выступил против амбиций Запада и сионистского образования, вёл войны и поддерживал движение сопротивления в борьбе с Вашингтоном и Тель-Авивом. Особенно это касается «Хезболлы», ХАМАС и палестинского «Исламского джихада». На протяжении 40 лет Иран предоставлял им дорогое оружие, деньги, политическую поддержку и осуществлял их подготовку, несмотря на заговоры и отсутствие помощи со стороны одних союзников и изменение политической ориентации других в период ложной «арабской весны» (2011-2019). Иран оставался верен Иерусалиму и Палестине. При анализе мы учитываем политические и стратегические мотивы этой политики, однако, прежде всего, у него были свои идеологические соображения, которые имам Хомейни поставил на первый план ещё в первый день революции без страха, колебаний или соображений, определяемых преходящими интересами.

Сегодня, когда мы празднуем 40-ю годовщину этой революции, изменившей облик региона, нам хочется поразмышлять о некоторых принципах, выдвинутых имамом и ставших факелом для пришедших ему на смену лидерам сопротивления в Иране и за его пределами. Тех, кто противостоит Америке, «Большому сатане», как называл ее имам, или малым демонам из числа еврейских и арабских сионистов. В этом контексте давайте вспомним и обдумаем некоторые слова и мысли этого видного имама.

История говорит нам, что Запад в глазах имама Хомейни по своей природе ведет себя как колониалист, и в течение многих веков был враждебен к исламу. Это он имел в виду, когда сказал паломникам в Мекке в 1979 году: «Без страха боритесь со своими врагами: Америкой, мировым сионизмом и великими державами Востока и Запада».

Фундаментальной целью колониальных держав, по его мнению, является уничтожение Корана, ислама и мусульманских ученых. У них есть план по искоренению ислама и положений священного Корана, а их огромные структуры — это инструмент для реализации этого зловещего плана. Как заявил Хомейни в своём послании для научных центров в 1967 году, идея состоит в том, чтобы подавлять религиозные школы и университеты и унизить священные положения исламской веры.

По мнению имама, Запад не только сеет раскол, но и использует для этого все инструменты: прессу, телевидение и школы. В этом контексте он говорил (речь от 1964 года по хиджре): «Руки, которые разделяют мусульман, — это грязные руки. Грязные руки, которые разделяют шиитов и суннитов в мусульманском мире, это не руки шиитов или суннитов. Это руки колониализма, который хочет захватить наши исламские страны, различными способами и с помощью множества уловок присвоить наше богатство. Это раскол во имя шиитизации и суннизации».

Имам был убежден в этом и послереволюционный опыт все подтвердил, что очевидно даже сегодня. Правда заключается в том, что прошлое и настоящее мусульман были связаны с борьбой против западного колониализма даже в моменты наибольшей слабости исламского мира. Чтобы открыть эту особенность, потребовалось, чтобы этот мир впитал весь первоначальный исламский опыт, обретённый во времена Пророка, а затем выдвинул комплексное видение ситуации и реальности, в которой он был приобретён. Здесь мы видим, что имам был знаком со всеми историческими аспектами исламской географии, и тот, кто читал его знаменитую книгу «Исламское правление», это знает.

Последней характеристикой Запада, как считает имам, является принадлежность к нему Соединенных Штатов. Этот «Большой Сатана» вместе с Израилем мучает арабский мир. Американские представители, министры, — все они назначены для угнетения нации. Об этом имам сказал в своём историческом выступлении против иностранных концессий в Иране, как пишет Ибрагим ад-Десоуки Шата, автор книги «Иранская революция: корни и идеология».

Что касается его позиции в отношении сионистского образования, то он отвергает его существование с самого начала и считает его «раковой опухолью», которую необходимо вырвать с корнем. В своем обращении к освободительным движениям мира 15 ноября 1979 года он заявил: «Восстаньте и защитите ислам, свой народ и свою родину. Израиль отнял у мусульман их священный дом». Он призвал мусульман восстать и защищать ислам и центр вооруженной борьбы и считал, что любые соглашения с сионистским врагом означают предательство ислама, и в первую очередь это касается соглашений, заключённых в Кэмп-Дэвиде (мирный договор между Египтом и Израилем, подписанный в 1979 году — прим. ред.).

Наконец, не будем забывать, что он установил новую традицию в рамках политической и культурной борьбы за Палестину, когда призвал сделать последнюю пятницу Рамадана каждого года всемирным Днём Иерусалима.

Сегодня, после смерти имама (3 июня 1989 года), в 40-ю годовщину его революции, мы подтверждаем, что то, что этот человек посеял для Палестины и перед лицом агрессивного проекта США и других западных стран, нацеленного против арабов и мусульман, процветает и побеждает, несмотря на трудности и жертвы. Сегодня мы можем спокойно и нейтрально взглянуть на Иран и ближневосточный регион, сравнить прошлое с настоящим и задать гипотетический вопрос: что бы было, если бы не имам и его революция?

Без сомнений, ситуация была бы намного мрачней.

Пусть Бог помилует имама Хомейни и хранит его революцию и силы сопротивления, которые поднялись на его великих принципах и духе.

Рифаат Сейид Ахмад — египетский писатель и мыслитель. Директор каирского исследовательского центра «Яффа». Кандидат политических наук, получил степень в Каирском университете в 1987 году. Опубликовал тридцать книг и пособий по политическому исламу и арабо-сионистскому конфликту.

Обсудить
Рекомендуем