Не зря миллионы украинцев разочарованы политиками, которые руководят страной со времени продемократической революции Майдана 2014 года. После этого национального восстания по Украине пронесся свежий ветер надежд и перемен, что привело к улучшениям во многих сферах общественной жизни. Но, к сожалению, в воздухе по-прежнему висит едкий домайдановский запах коррупции в высших эшелонах власти, отсутствия прозрачности и олигархического влияния на власть и бизнес.
Помимо этого, уже шестой год продолжаются борьба Украины с Россией и поддерживаемыми Россией сепаратистами на Донбассе. Похоже, что перспектив мирного урегулирования, которое позволило бы реинтегрировать регион в государственные структуры Украины на условиях, приемлемых для всех сторон конфликта, в ближайшем будущем практически нет. Шансов на то, что Москва может отказаться от Крыма, аннексированного в ответ на революцию Майдана, еще меньше.
Поэтому 31 марта Украина проведет свои президентские выборы в качестве государства с половинчатыми реформами, усеченной территорией, ведущим финансово истощающую войну с более сильным и могущественным соседом, который время от времени ставит под сомнение право Украины на независимость и собственную национальную идентичность. К чести Украины, несмотря на эти непростые обстоятельства, выборы будут по-настоящему конкурентными.
Этого нельзя сказать о недавнем «спектакле», игре в демократию, которую сочли президентскими выборами в России. Проблема на Украине заключается не в том, что политическая конкуренция на высшем уровне — это своего рода иллюзия, как в России. Напротив, большинство выборов, проведенных с момента обретения Украиной независимости в результате распада Советского Союза в 1991 году, были свободными и проводились в условиях напряженной борьбы. Эти же президентские выборы настолько непредсказуемы, что, похоже, 21 апреля будет проводиться второй тур. Не менее оживленными будут и парламентские выборы, намеченные на октябрь.
Петр Порошенко, отказавшись от реформистской риторики, благодаря которой он пришел к власти после революции Майдана, теперь провозглашает консервативный патриотический лозунг «Армия, язык, вера». Учитывая, что вооруженные силы принадлежат к числу самых надежных на Украине структур, он не упускает возможности покрасоваться в камуфляже. Точно так же он рекламирует и свой успех, позволивший ему добиться признания независимой от Москвы Украинской православной церкви, что привело в ярость Россию.
Предвыборная кампания Петра Порошенко основана на вопросах национальной безопасности и идентичности. Как самый прозападный из этих трех кандидатов, он говорит, что всем сердцем стремится к тому, чтобы Украина вошла в состав НАТО и ЕС. Однако по-прежнему есть подозрение, что он пользуется прозападной риторикой и ссылается на условия военного времени, чтобы отвлечь внимание от своей неспособности осуществить более глубокие реформы в сфере государственного управления, политики и бизнеса. Кроме того, Петр Порошенко допустил, чтобы в отношениях с соседями, такими как Венгрия и Польша, возникла напряженность, что едва ли служит заявленной им цели интеграции с Западом.
Подобные сомнения существуют и в отношении Юлии Тимошенко. Во время Оранжевой революции на Украине в 2004-2005 годы она была олицетворением свободы и модернизации, но сегодня это уже не так. В начале февраля она набросилась на министра здравоохранения, реформатора, которого уважают за борьбу с коррупцией — Ульяну Супрун, родившуюся в США и якобы «присланную иностранцами… для экспериментов над украинцами».
Более того, западные партнеры страны беспокоятся, что она будет сдерживать или обратит вспять реформы в некогда непрозрачной энергетической отрасли Украины.
Что же касается Владимира Зеленского, он известен по забавному телесериалу «Слуга народа», в котором он играет учителя, внезапно ставшего украинским президентом. Менее забавны его туманные связи с ведущим олигархом Игорем Коломойским. Эти связи, а также его явно поверхностное знание основных проблем, стоящих перед Украиной, вызывают вопросы о том, кто будет вести шоу, если юмориста изберут президентом.
За время с 2014 года Украина прошла долгий путь, и не в последнюю очередь благодаря поддержке США и Соглашению о свободной торговле с ЕС, которое обеспечивает реальные выгоды для экономики. Трудной задачей будет сохранение прогресса после выборов этого года, которые чреваты риском возникновения новых препятствий для добросовестного управления, а не их устранением.