Как вареники в масле: особенности Масленицы по-украински (Еспресо, Украина)

Почему украинцам на Масленицу нужно забыть о праздничных блинах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине Масленицу часто ассоциируют с российской Масленицей, что и понятно: украинцы долго жили в плену стереотипов, навязанных для всей общественности, в которых не учитывалась ни национальная история и традиции, ни уникальность каждого народа, утверждается в статье. Однако, убеждена автор, украинский и российский праздники — совершенно разные вещи, хотя и отмечаются в одни и те же дни.

Последняя неделя перед Великим постом — особенная. Наесться вареников, жениться и весело провести время — это и еще многое надо успеть на Масленицу.

Издавна к величайшему празднику — Воскресения Христова — украинцы готовились по-особенному. 40 дней Великого поста — это время осмысления истории и своего предназначения на Земле сквозь призму большого пути, который явил нам Сын Божий. А перед Великим постом — неделя, которая как будто мостик с ежедневной суеты, ежедневных дел и насущных забот к прикосновению вечного. И называется эта неделя «Масленица», «Сыропуст», «Сыропустная неделя», «Сырная неделя», «Пущение», «Седмиц», «ножки заговенье».

Конечно, каждое из этих названий имеет свои особенности в акцентировании приоритетности на этой неделе, потому что у каждого региона, даже у каждой семьи, свои особые традиции и своя особая история подготовки к Пасхе. И Масленица с Колодием — не синоним, они лишь в основе своей имеют много общего, но все же это разные понятия, о которых поговорим ниже. Но смысл этой недели у всех одинаковый: жизнь — это праздник, подаренный нам небесами, и его отмечать надо на Земле. Поэтому первый весенний праздник мы встречаем весело, вдоволь вкушаем вкусные блюда, потому что дальше — пост, настраиваемся на очищение тела и души.

В этом году Масленица начинаются с 4 марта и продлится до 10 марта. Гуляния народа завершается Прощеным воскресеньем. С 11 марта начнется Великий пост, а 28 апреля, даст Бог, будем праздновать Пасху.

Давайте праздновать уже свое!

Масленицу мы часто ассоциируем с российской Масленицей, что и понятно: мы долго жили в плену стереотипов, навязанных для всей общественности, в которых не учитывалась ни национальная история и традиции, ни уникальность каждого народа. Однако украинская Масленица и российская Масленица — это два разных понятия, и отмечались и отмечаются они совсем не похоже. Разве что в одно и то же время — в начале весны, но и смысл, и значение праздника, характер, песни, игрища, обычные нормы, а также блюда совершенно разные.

Этнографы «Мамаевой слободы» говорят, что Масленицы в казацкой Украине не было — это российский праздник и он мало чем похож с нашей Масленицей. На Украине не практикуются, как у северного соседа, агрессивные кулачные бои и драки «стенка на стенку», отсутствуют ледовые горки, не пекут блины, а традиционно готовят вареники с творогом и сметаной.

«С понедельника наступает Масленица, или Запусти, как в Галиции говорят, — рассказывает Надежда Качуровская, библиотекарь Тернопольской центральной детской библиотеки Он изучает наши традиции давно и старательно записывает их для истории. — Масленица — это название немного из другой культуры. Что такое Масленица у россиян — очень хорошо описал русский писатель Александр Островский в пьесе «Снегурочка». А еще лучше по этой книге сделали в Советском Союзе художественный фильм под тем же названием. Я недавно включила этот фильм в сети — сделала вывод, что в нем очень хорошо передана российская культура и мифологиа. Сжигают соломенное чучело, как символ прощания с зимой, что-то там о Яриле — прогоняет зимний холод, и многое другое похожее. Нужно сказать, что советские фильмы уже не для современных детей, они их смотреть отказываются. Да и сама я фильм только «пролистала». У украинцев в это время был Колодий — и это уже наша история».

Вареники — Божьи хваленикы

«Еще не так давно, в моем детстве, в сыропустную неделю, или Масленицу — собирались хорошие люди у кого-то в доме после службы в церкви, чтобы поесть вдоволь блюд из творога: вареники, бондзеликы (блюдо из пшена, сыра, яиц и муки — все запеченные в духовке как котлетки в сметане), — продолжает Надежда Качуровская. — Угощались наливкой, домашним вином или рюмкой покрепче. Ведь скоро будет пост и табу на такие блюда целых 40 дней до самой Пасхи. Так было на Львовщине в моей семье. Собирались соседи в нашем доме, потому что баба Варварка была хорошая хозяйка. Когда угощались, то говорили, что дай Бог достойно пост пережить и весело Пасху отпраздновать». Вареники на этой неделе, в основном, варили с сыром, но обязательно в масле. В некоторых регионах делали и блины, но не из пшеничной муки, как у россиян, а из гречневой. Впрочем вареники — обрядовая пища, которая дошла до нас еще со времен трипольской культуры, то есть значительно раньше. Новолуние символизировало собой женское начало, а вареник был его олицетворением. С появлением на небе молодого месяца наши прадеды молились, чтобы везло целый месяц.

Кроме вареников, наши прабабушки в «бабью неделю» пекли творожные бабы, жарили блинчики с сыром, варили лапшу и клецки на молоке. А еще готовили ряженку, колотуху, растирачку, молочную кашу с гречкой, молочный кисель и много других молочных блюд. На Колодия стремились наесться «про запас» на целых семь долгих недель весеннего Великого поста.

Не женился еси, то колодку носи!

Колодий берет свое начало еще с трипольских времен, до крещения Киевской Руси. Именно с него появилось название праздника, а также народные гуляния, привязывание колодки неженатым парням и традиционные блюда. Все эти гуляния устраивались в честь весеннего пробуждения природы.

Однако название «Колодий» также объясняется по-разному: с приближением весны Солнце все выше и выше поднимается по своему небесному кругу, отгоняя зимние холода, а его сила передается природе и людям. Итак, «круг действует», природа обновляется.

В эти дни ждала символическая казнь парням, которые не женились. Им цепляли к руке или к поясу настоящую колодку, от которой можно было откупиться только подарком. А на Пасху парень с девушкой, которые решили стать парой, обменивались «любезностями»: он ей возвращал колодку, а она его угощала писанками в собственноручно вышитом платочке. И хотя в каждом регионе были различия таких традиций, все равно аналогов подобного празднования последних зимних дней в мире нет.

«В понедельник, накануне Великого поста, на Масленицу (так называют это время, потому что тогда употребляют преимущественно молочные блюда, прежде всего вареники с сыром и маслом) утром женщины собирались в корчме производить Колодки. Колодка (фаллический символ) у наших предков была символом продолжения рода. Одна из женщин клала на стол небольшое обычное полено, символизирующее собой часть Древа Жизни — «Бревно». Другие женщины пеленают колодку полотняным тряпьем. Купив водки, садятся за стол вокруг нее, пьют и приветствуют друг друга с родынами. Спеленанная колодка оставалась в корчме до субботы, потому что в понедельник она родилась, во вторник крестилась, в среду похрестилась, в четверг колодка умирает, в пятницу ее хоронят, а в субботу оплакивают. Конечно, никто за ней не плакал, веселые развлечения продолжались как при «рождении», так и при «смерти».

После празднования родин Колодки замужние женщины обходили те семьи, где были парни, которые не поженились в брачный сезон за последнюю Масленицу, и привязывали матерям колодку к ноге. Таким образом наказывали и девушек, которые перебирали женихами и не успели пожениться, а уже пора иметь детей, носить и ласкать их на руках, как и матерям качать колыбельку с внуками».

Войтович Валерий Николаевич «Мифы и легенды древней Украины».

Итак, Колодий разворачивает на весну, акцентируется на продлении жизни, образовании новых семей, возрождении этноса — тех моральных ценностях, которые оставили нам наши предки и которые мы обязаны беречь и приумножать.

Воскресенье, 10 марта — «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить прощения у всех близких и обиженных за возможные обиды. Это очень светлый день перед началом Великого поста.

Обсудить
Рекомендуем