Президентская кампания-2019 в самом разгаре. Пока Владимир Зеленский и Петр Порошенко по очереди сдают анализы и обмениваются остротами, украинцы — в ожидании финальных дебатов двух кандидатов-лидеров. Несмотря на непростое положение действующего президента, он еще в состоянии сказать свое слово на финальной встрече с шоуменом.
Независимо от результата гонки, а также будущих шагов следующего президента, многие технологи и специалисты сходятся в одном — нынешняя предвыборная кампания стала самой интересной и технологически сильной. В какой-то мере она ровня выборам в США в 2016 году, а также во Франции в 2017-м.
В чем это проявляется и чем Юлия Тимошенко похожа на Хиллари Клинтон, а Зеленский на Дональда Трампа — разбирался «Обозреватель».
Главное:
- Президентские выборы-2019 полны ярких и новых технологий;
- Фокус кандидатов плавно переходит на социальные сети, интернет и видео;
- Штабы политиков учитывают не только привычные технологии, но и скорость взаимодействия с избирателями, качество информации — больше работают над формой подачи, а не содержанием;
- В ходе этих выборов украинцы наблюдали очень интересные решения и довольно странные заявления.
К примеру, кандидат Игорь Шевченко провозгласил себя звездой шоу «Холостяк» и открыл кастинг на новую супругу. А кандидат Владимир Зеленский не стеснялся агитировать прямо на стадионах во время шоу «Квартала 95». Петр Порошенко пробовал продвигать тему церкви и томоса, хотя по закону президент не имеет отношения к Православной церкви Украины;
Война технологий
По мнению политических консультантов и технологов, украинские выборы уже войдут в учебники политологии. Именно в 2019 году отечественные специалисты сумели максимально подключить не только работу в полях, но и социальные сети, а также интернет.
Как считает стратег Андрей Шевчук, штабы кандидатов обращают свое внимание на: скорость, вовлечение аудитории, интернет и креатив. Вот так он описал «Обозревателю» кампанию действующих политиков.
- Скорость
За несколько часов политический контент может охватить сотни тысяч людей, с которыми есть обратная связь, в отличие от классического ТВ, в котором есть только монокоммуникация. Люди не хотят просто смотреть на экран. Сейчас скорость ведения кампаний имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов — ты можешь быстро отреагировать на вброс, дать ответ либо что-то анонсировать. Минусы — теперь нет времени «на подумать». Штаб должен принимать решения очень быстро. Петр Порошенко выпустил свой видеоответ Владимиру Зеленскому рано утром, чтобы, проснувшись, люди первым делом посмотрели его.
- Вовлечение
Впервые избиратели стали участниками «виртуального избирательного штаба»: они стали волонтерами (даже штаб не ожидал такого количества), придумывали слоганы на борды (и об этом было указано на этих бордах), разрабатывали стикеры и вели неофициальные сообщества. Я не удивлюсь, если партии уже в ближайшие месяцы после выборов сделают ставку на кастинг-шоу кандидатов в народные депутаты через социальные сети.
- Интернет
Еще в ноябре 2018 года появилось исследование, в котором было указано, что люди сейчас комбинируют источники получения информации (70% — ТВ, 49% — фейсбук, 44% — интернет-СМИ, 20% — инстаграм). На телевидении это называется «второй экран», благодаря которому человек может быстро отреагировать на контент или получить обратную связь. Частичная персонализация стала трендом этой кампании.
- Новизна
Владимир Зеленский отказался практически от всех стандартных технологий и делал все ровно наоборот: борды без лиц, реклама в смартфоне, часть обращений записана на телефон, отсутствие печатных газет и палаток возле метро. Это сработало. Людям надоели стандартные, однотипные технологии, где меняются только овал лица и несколько слов в слогане. Они это воспринимают как информационный шум. Как показали эти выборы — точно есть запрос на креативность в избирательном процессе.
- Эра
Новый избиратель, который избалован красивыми и вовлекающими видео из Ютуба, классными картинками из Инстаграма (которые хочется лайкать), ждет подобного и на выборах. И готов отдать свой голос за того, кто это сможет предложить. Грядет эра инстаграмных партий.
В целом «несовковость» нынешней кампании отмечает и журналист Иван Яковина. «Одно точно: никто не сможет теперь сказать, что на Украине скучная сельская кампания в стиле «постсовок поздних 90-х годов». Эта кампания — самая крутая, острая, технологически сложная и драматически захватывающая из всех, что я видел в последнее время…» — пишет журналист.
В этом контексте, правда, частично забывается и основной смысл предвыборной кампании — поиск лучшего кандидата, который в состоянии двигать страну дальше. Как считает внефракционный народный депутат Борислав Береза, выборы президента между первым и вторым туром голосования усилиями всех сторон проходят абсурдно.
«Хейтерство и конфликт, вместо сравнения программ и обсуждения вектора развития. Интерес к наполнению баночки с анализами стал альтернативой дискуссии о будущем государства. Вместо представления команды кандидата — презентация ролика. Вместо изменений в кадровой политике президента — ролик в ответ. Все это стало напоминать балаган, в котором дебаты отошли на второй план, а процесс вызова и уклонения от них вышли на первый», — комментирует народный депутат одну из ожидаемых составляющих предстоящих выборов — дебаты.
В частности, эпопея со сдачей анализов кандидатов в президенты Владимиром Зеленским и Петром Порошенко напоминает скорее раскрутку шоу, чем подготовку к интеллектуальному поединку. Правда, это не единственное, чем удивляют нынешние выборы украинцев. В связи с этим можно сделать вывод — кандидаты работают не столько над наполнением своей речи, сколько над ее формой и подачей. Их цель — вызвать «хайп», а не интеллектуально донести свои мысли для избирателей.
Жена президента и вторая Клинтон
Официальный старт избирательной гонки, 31 декабря 2018 года, начался по-настоящему ярко. Нынешний лидер гонки, шоумен Владимир Зеленский в ночь на 1 января в эфире одного из телеканалов объявил о своем походе на выборы. Сделал он это необычно, на несколько минут подвинув традиционное обращение действующего президента (своего будущего конкурента) Петра Порошенко на несколько минут. К слову, такая выходка или попросту ошибка вызвала бурную реакцию в сети. Правда, главный ход был сделан — о своем походе на президентскую вершину кандидат заявил в самый прайм-тайм.
К слову, основные кандидаты в президенты всерьез подходят ко времени подачи своей информации. Если обратить внимание, то Владимир Зеленский весомую часть важных заявлений делает сразу же после 18:00, в начале прайм-тайм (когда большинство украинцев возвращается с работы), а Петр Порошенко рано утром — чтобы, проснувшись, каждый смог первым делом посмотреть его обращение.
Еще одно нововведение кампании — борьба за молодежь. Как минимум два кандидата — Владимир Зеленский и Юлия Тимошенко — взялись за молодежную тематику. Если Зеленский старался выйти на целевую аудиторию через стремительно набирающий популярность Телеграм, а также Ютуб, Инстаграм и Фейсбук, то Тимошенко провела Молодежный форум. На ранних же стадиях кампании она активно «юзала» молодежный сленг и тематику.
Глава партии «Батьковщина» Юлия Тимошенко, к примеру, решила частично скопировать образ Хиллари Клинтон. Это было видно в рамках ее выступлений, а также форумов «Нового курса». Сам проект был также сделан в изящных тонах американских технологов. Минималистичная сцена, красивый подход, четкие и технологические месседжи — сопровождали ее кампанию до старта гонки. Кандидат Петр Порошенко, не стесняясь формально статуса «светской страны Украины», активно продвигал себя как одного из главных «двигателей» получения томоса и создания Православной церкви. Его главный оппонент Владимир Зеленский и вовсе проводил агитацию во время концертов «Квартала 95» по разным городам Украины.
Отдельное внимание стоит обратить и на предвыборные программы кандидатов. «Обозреватель» детально разбирал посылы основных кандидатов. В целом большинство программ было достаточно условны и размыты.
С чем можно сравнить?
Как уже сказано выше, работа отдельных кандидатов имеет схожие мотивы с американской кампанией 2016 года. Правда, по информации «Обозревателя», на нынешних кандидатов в большинстве своем работают отечественные технологи. В этот раз штабисты не привлекали специалистов из Европы или США.
Еще один важный фактор действующих выборов — запрос украинцев на новое лицо. Все рейтинги социологических фирм показали желание граждан увидеть нового политика. Во многом эту нишу реализовал именно Зеленский. Схожий принцип действовал и в Соединенных Штатах. Когда экстравагантный, скандальный и неопытный Дональд Трамп сражался с Хиллари Клинтон, которая работала согласно принятым канонам и правилам, а в итоге — проиграла.
К слову, в этой кампании команда Дональда Трампа активно использовала технологии точечной рекламы. Когда каждому конкретному избирателю в социальных сетях приходила та информацию, которую он наилучшим образом воспринимал. Подсчитав затраты кандидатов, можно прийти к выводу — Трамп тратил больше денег на раскрутку себя в интернете. Практически в 3 раза больше, чем его оппонент Клинтон. Примечательно, что в ходе кампании 2016 года Трамп также выходил из принятых норм. Делал громкие заявление, ошибался, но тем не менее смог сделать главное для себя — собрал весь протестный электорат, а также желающих увидеть «нового политика» американцев.
Интересная ситуация произошла и по итогам президентских выборов во Франции в 2017 году. Относительно новое лицо в политике Эммануэль Макрон (у него уже был опыт работы на должности министра, а также заместителя секретаря) смог практически с нуля нарастить рейтинг. Буквально за год усердной работы малоизвестный Макрон смог построить полноценную партию и добыть победу. Во многом он также реализовал запрос на молодого и нескандального политика. Многие избиратели попросту дали ему аванс доверия. В этом во многом и объясняется его успех. Интересные события происходят и в других странах.
Фантастический случай произошел в столице Исландии Рейкьявике в 2010 году. Городским главой сенсационно стал Йон Гнарр — комик, актер и просто чудак. За него и его политическую силу «Лучшая партия» проголосовали почти 35% избирателей. В феврале 2013 года в Италии местный комик Беппе Грилло сумел привести созданную им же партию к поразительному результату — поддержке более чем четверти избирателей.