Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Круче, чем в США: какие хитрости используют на выборах на Украине (Обозреватель, Украина)

© REUTERS / Mikhail Palinchak/Ukrainian Presidential Press Service/Handout via REUTERSПрезидент Украины и кандидат в президенты Петр Порошенко
Президент Украины и кандидат в президенты Петр Порошенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока Зеленский и Порошенко по очереди сдают анализы и обмениваются остротами, украинцы — в ожидании финальных дебатов двух кандидатов-лидеров. Независимо от результата гонки, а также будущих шагов следующего президента, многие технологи и специалисты сходятся в одном — нынешняя предвыборная кампания стала самой интересной и технологически сильной. В чем это проявляется — разбирался «Обозреватель».

Президентская кампания-2019 в самом разгаре. Пока Владимир Зеленский и Петр Порошенко по очереди сдают анализы и обмениваются остротами, украинцы — в ожидании финальных дебатов двух кандидатов-лидеров. Несмотря на непростое положение действующего президента, он еще в состоянии сказать свое слово на финальной встрече с шоуменом.

Независимо от результата гонки, а также будущих шагов следующего президента, многие технологи и специалисты сходятся в одном — нынешняя предвыборная кампания стала самой интересной и технологически сильной. В какой-то мере она ровня выборам в США в 2016 году, а также во Франции в 2017-м.

В чем это проявляется и чем Юлия Тимошенко похожа на Хиллари Клинтон, а Зеленский на Дональда Трампа — разбирался «Обозреватель».

Главное:

  • Президентские выборы-2019 полны ярких и новых технологий;
  • Фокус кандидатов плавно переходит на социальные сети, интернет и видео;
  • Штабы политиков учитывают не только привычные технологии, но и скорость взаимодействия с избирателями, качество информации — больше работают над формой подачи, а не содержанием;
  • В ходе этих выборов украинцы наблюдали очень интересные решения и довольно странные заявления.

К примеру, кандидат Игорь Шевченко провозгласил себя звездой шоу «Холостяк» и открыл кастинг на новую супругу. А кандидат Владимир Зеленский не стеснялся агитировать прямо на стадионах во время шоу «Квартала 95». Петр Порошенко пробовал продвигать тему церкви и томоса, хотя по закону президент не имеет отношения к Православной церкви Украины;

Война технологий

По мнению политических консультантов и технологов, украинские выборы уже войдут в учебники политологии. Именно в 2019 году отечественные специалисты сумели максимально подключить не только работу в полях, но и социальные сети, а также интернет.

Как считает стратег Андрей Шевчук, штабы кандидатов обращают свое внимание на: скорость, вовлечение аудитории, интернет и креатив. Вот так он описал «Обозревателю» кампанию действующих политиков.

  • Скорость

За несколько часов политический контент может охватить сотни тысяч людей, с которыми есть обратная связь, в отличие от классического ТВ, в котором есть только монокоммуникация. Люди не хотят просто смотреть на экран. Сейчас скорость ведения кампаний имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов — ты можешь быстро отреагировать на вброс, дать ответ либо что-то анонсировать. Минусы — теперь нет времени «на подумать». Штаб должен принимать решения очень быстро. Петр Порошенко выпустил свой видеоответ Владимиру Зеленскому рано утром, чтобы, проснувшись, люди первым делом посмотрели его.

  • Вовлечение

Впервые избиратели стали участниками «виртуального избирательного штаба»: они стали волонтерами (даже штаб не ожидал такого количества), придумывали слоганы на борды (и об этом было указано на этих бордах), разрабатывали стикеры и вели неофициальные сообщества. Я не удивлюсь, если партии уже в ближайшие месяцы после выборов сделают ставку на кастинг-шоу кандидатов в народные депутаты через социальные сети.

  • Интернет

Еще в ноябре 2018 года появилось исследование, в котором было указано, что люди сейчас комбинируют источники получения информации (70% — ТВ, 49% — фейсбук, 44% — интернет-СМИ, 20% — инстаграм). На телевидении это называется «второй экран», благодаря которому человек может быстро отреагировать на контент или получить обратную связь. Частичная персонализация стала трендом этой кампании.

  • Новизна

Владимир Зеленский отказался практически от всех стандартных технологий и делал все ровно наоборот: борды без лиц, реклама в смартфоне, часть обращений записана на телефон, отсутствие печатных газет и палаток возле метро. Это сработало. Людям надоели стандартные, однотипные технологии, где меняются только овал лица и несколько слов в слогане. Они это воспринимают как информационный шум. Как показали эти выборы — точно есть запрос на креативность в избирательном процессе.

  • Эра

Новый избиратель, который избалован красивыми и вовлекающими видео из Ютуба, классными картинками из Инстаграма (которые хочется лайкать), ждет подобного и на выборах. И готов отдать свой голос за того, кто это сможет предложить. Грядет эра инстаграмных партий.

В целом «несовковость» нынешней кампании отмечает и журналист Иван Яковина. «Одно точно: никто не сможет теперь сказать, что на Украине скучная сельская кампания в стиле «постсовок поздних 90-х годов». Эта кампания — самая крутая, острая, технологически сложная и драматически захватывающая из всех, что я видел в последнее время…» — пишет журналист.

В этом контексте, правда, частично забывается и основной смысл предвыборной кампании — поиск лучшего кандидата, который в состоянии двигать страну дальше. Как считает внефракционный народный депутат Борислав Береза, выборы президента между первым и вторым туром голосования усилиями всех сторон проходят абсурдно.

«Хейтерство и конфликт, вместо сравнения программ и обсуждения вектора развития. Интерес к наполнению баночки с анализами стал альтернативой дискуссии о будущем государства. Вместо представления команды кандидата — презентация ролика. Вместо изменений в кадровой политике президента — ролик в ответ. Все это стало напоминать балаган, в котором дебаты отошли на второй план, а процесс вызова и уклонения от них вышли на первый», — комментирует народный депутат одну из ожидаемых составляющих предстоящих выборов — дебаты.

В частности, эпопея со сдачей анализов кандидатов в президенты Владимиром Зеленским и Петром Порошенко напоминает скорее раскрутку шоу, чем подготовку к интеллектуальному поединку. Правда, это не единственное, чем удивляют нынешние выборы украинцев. В связи с этим можно сделать вывод — кандидаты работают не столько над наполнением своей речи, сколько над ее формой и подачей. Их цель — вызвать «хайп», а не интеллектуально донести свои мысли для избирателей.

Жена президента и вторая Клинтон

Официальный старт избирательной гонки, 31 декабря 2018 года, начался по-настоящему ярко. Нынешний лидер гонки, шоумен Владимир Зеленский в ночь на 1 января в эфире одного из телеканалов объявил о своем походе на выборы. Сделал он это необычно, на несколько минут подвинув традиционное обращение действующего президента (своего будущего конкурента) Петра Порошенко на несколько минут. К слову, такая выходка или попросту ошибка вызвала бурную реакцию в сети. Правда, главный ход был сделан — о своем походе на президентскую вершину кандидат заявил в самый прайм-тайм.

К слову, основные кандидаты в президенты всерьез подходят ко времени подачи своей информации. Если обратить внимание, то Владимир Зеленский весомую часть важных заявлений делает сразу же после 18:00, в начале прайм-тайм (когда большинство украинцев возвращается с работы), а Петр Порошенко рано утром — чтобы, проснувшись, каждый смог первым делом посмотреть его обращение.

Еще одно нововведение кампании — борьба за молодежь. Как минимум два кандидата — Владимир Зеленский и Юлия Тимошенко — взялись за молодежную тематику. Если Зеленский старался выйти на целевую аудиторию через стремительно набирающий популярность Телеграм, а также Ютуб, Инстаграм и Фейсбук, то Тимошенко провела Молодежный форум. На ранних же стадиях кампании она активно «юзала» молодежный сленг и тематику.

Удивил многих и кандидат в президенты Игорь Шевченко, который объявил кастинг на новую «жену». Сделал это в Фейсбуке, создал сайт и постарался превознести себя как настоящего мачо. «Критерии понятны: ноги+сиси+попа, а также знание этикета+английского языка+ориентирование в политической ситуации в стране. Важный момент — претендентки на руку и сердце должны знать программу Шевченко наизусть. Те, кто не знает с какими лозунгами Шевченко идет на выборы — к участию в кастинге не допускаются! Реалити-шоу можно будет наблюдать в Ютубе. Проект стартует 18-го января», — заявила в комментарии изданию «Страна» журналистка Ярослава Коба, которая и занималась поиском кандидаток для Шевченко. Правда, по окончании первого тура выборов широкой общественности так и не удалось узнать, женился кандидат или нет. Может, все потому, что информационную «бомбу» взорвала его тяга к синим шапкам, как и бывшего президента Виктора Януковича.

Глава партии «Батьковщина» Юлия Тимошенко, к примеру, решила частично скопировать образ Хиллари Клинтон. Это было видно в рамках ее выступлений, а также форумов «Нового курса». Сам проект был также сделан в изящных тонах американских технологов. Минималистичная сцена, красивый подход, четкие и технологические месседжи — сопровождали ее кампанию до старта гонки. Кандидат Петр Порошенко, не стесняясь формально статуса «светской страны Украины», активно продвигал себя как одного из главных «двигателей» получения томоса и создания Православной церкви. Его главный оппонент Владимир Зеленский и вовсе проводил агитацию во время концертов «Квартала 95» по разным городам Украины.

Отдельное внимание стоит обратить и на предвыборные программы кандидатов. «Обозреватель» детально разбирал посылы основных кандидатов. В целом большинство программ было достаточно условны и размыты.

С чем можно сравнить?

Как уже сказано выше, работа отдельных кандидатов имеет схожие мотивы с американской кампанией 2016 года. Правда, по информации «Обозревателя», на нынешних кандидатов в большинстве своем работают отечественные технологи. В этот раз штабисты не привлекали специалистов из Европы или США.

Еще один важный фактор действующих выборов — запрос украинцев на новое лицо. Все рейтинги социологических фирм показали желание граждан увидеть нового политика. Во многом эту нишу реализовал именно Зеленский. Схожий принцип действовал и в Соединенных Штатах. Когда экстравагантный, скандальный и неопытный Дональд Трамп сражался с Хиллари Клинтон, которая работала согласно принятым канонам и правилам, а в итоге — проиграла.

К слову, в этой кампании команда Дональда Трампа активно использовала технологии точечной рекламы. Когда каждому конкретному избирателю в социальных сетях приходила та информацию, которую он наилучшим образом воспринимал. Подсчитав затраты кандидатов, можно прийти к выводу — Трамп тратил больше денег на раскрутку себя в интернете. Практически в 3 раза больше, чем его оппонент Клинтон. Примечательно, что в ходе кампании 2016 года Трамп также выходил из принятых норм. Делал громкие заявление, ошибался, но тем не менее смог сделать главное для себя — собрал весь протестный электорат, а также желающих увидеть «нового политика» американцев.

Интересная ситуация произошла и по итогам президентских выборов во Франции в 2017 году. Относительно новое лицо в политике Эммануэль Макрон (у него уже был опыт работы на должности министра, а также заместителя секретаря) смог практически с нуля нарастить рейтинг. Буквально за год усердной работы малоизвестный Макрон смог построить полноценную партию и добыть победу. Во многом он также реализовал запрос на молодого и нескандального политика. Многие избиратели попросту дали ему аванс доверия. В этом во многом и объясняется его успех. Интересные события происходят и в других странах.

Фантастический случай произошел в столице Исландии Рейкьявике в 2010 году. Городским главой сенсационно стал Йон Гнарр — комик, актер и просто чудак. За него и его политическую силу «Лучшая партия» проголосовали почти 35% избирателей. В феврале 2013 года в Италии местный комик Беппе Грилло сумел привести созданную им же партию к поразительному результату — поддержке более чем четверти избирателей.